"Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом".
Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений "семья-подросток" обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы.
У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному "мы".
По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.
Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.
Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т.д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависят от множества факторов.
Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов.
Во-вторых, "семейные" факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое.
В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он - не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
Своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. К ней относятся все те выводы, к которым мы пришли в результате анализа взаимодействия коллектива и личности. Но семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей .
Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические - это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а так же статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные - это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов доказывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.
Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.
Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.
Понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идёт о тех детях, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий, таких как пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми.
Физическая травма - это ещё не самое страшное зло, которое причиняют ребёнку. Гораздо более вредной оказывается зачастую травматизация психологическая. Отсутствие полноценного общения, эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что у таких детей появляются болезненная робость, пугливость, частая раздражительность, грубость, агрессивность и иные аномальные состояния. Зачастую общество в целом и работники соответствующих структур трудного ребёнка, а тем более такого, который имел проблемы с законом, рассматривают как "отброса общества". На улице же действует абсолютно противоположная ситуация: у такого ребёнка создаётся иллюзия собственной значимости среди тех, кто воспринимает его "за своего человека".
Воздействие неблагоприятных факторов, а зачастую и нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызывает негативные психические, физические и иные изменения в организме ребёнка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него могут возникнуть значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.
В современной психолого-педагогической и социально-педагогической науках употребляется целый ряд терминов, связанных с понятием отклоняющегося поведения. Девиация (отклонение) - явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе.
Девиация понимается как одна из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Известно, что в человеческих сообществах взрывы девиаций сопровождают кризисные периоды и являются их четким индикатором. Первыми и сильнее реагируют социально зависимые группы, например подрастающее поколение. Изменчивость в социальной сфере в основном связана с деятельностью и выражается, как правило, в поведении.
Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует ее формированию; личность, действуя в социальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ей определенное социальное качество.
В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят так называемой социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), которая представляет особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющееся типичным для каждого возрастного этапа и обуславливающее динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, а также новые качественно своеобразные психические образования, возникающие к его концу.
Таким образом, поведение ребенка может быть нормальным, если взаимодействие его со средой адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в ее динамических возрастных, рефлективных и, в ряде случаев, патологических проявлениях.
Отклоняющееся поведение в таком случае характеризуется как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности, и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным, нравственным и правовым общественным нормам.
Н.Н. Стош отмечает ряд факторов, которые в значительной мере способствуют формированию отклоняющегося (девиантного) поведения ребёнка:
девиантное поведение подросток семья
развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение у ребёнка в этом случае может сформироваться как реакция на эмоциональное невнимание родителей;
смерть любимого человека: девиация может развиться как протест на потерю любимого лица;
рождение нового ребёнка и переключение на него внимания родителей: девиация может возникнуть как ревность;
различные формы насилия над ребёнком в семье (унижение, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями и др.)
Работа с детьми группы риска должна проводиться социальным работником при тесном его сотрудничестве с педагогами ребёнка. Н.Р. През отмечает следующие характеристики детей группы риска, которые может школьный педагог помочь определить социальному работнику и на которые обязательно следует обратить внимание в практической деятельности:
систематическая неуспеваемость школьника по всем или отдельным учебным предметам;
регулярные нарушения дисциплины и порядка в классе;
систематические пропуски уроков либо уходы без уважительной причины;
эпизодические или постоянные грубые нарушения дисциплины в школе, оскорбительные поступки в отношении своих товарищей, учителей и посторонних людей.
Отклоняющееся поведение детей "группы риска" может быть вызвано и другими причинами: ограниченная духовная культура, обеднённая досуговая среда, скука, неумение найти достойное занятие, низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми, эмоциональная незрелость, и т.д.
О.А. Селиванова полагает, что процесс дезадаптации - это процесс обратимый: можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей с помощью совместного конструктивного взаимодействия педагога и ребёнка.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: "Влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения".
Объектом нашего исследования является семейное воспитание.
Предмет исследования - влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.
Цель исследования - выявить влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что семейное воспитание оказывает влияние на развитие у детей девиантного поведения в случае преобладания отвержения как ведущего типа детско-родительских отношений в семье, чрезмерной требовательности, строгости, отсутствия сотрудничества, отвержения, высокого контроля и низкого авторитета родителей в детско-родительских отношениях.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Дать характеристику основным понятиям работы
Подобрать и апробировать методики, позволяющие выявить влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.
Выявить влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.
Новое о педагогике:
Формирование цен на платные услуги. Использование прибыли, полученной от
реализации услуг
Затраты, включаемые в себестоимость услуг, рассчитываются по нормам и нормативам, определяемым в установленном порядке. При формировании цен на платные услуги учитываются следующие статьи затрат: оплата труда рабочих и служащих; начисления ...
Экспериментальное изучение особенностей внимания и речи детей с задержкой
психического развития
В целях решения задач исследования предлагается материал, посвященный описанию методик экспериментов с анализом полученных данных. Изучались особенности устной речи и письма младших школьников с ЗПР, свойства внимания (объем, устойчивость, ...