Индивидуальный подход может быть успешно применен только в сочетании с учетом возрастных закономерностей психологического развития. Другими словами, решая любую проблему, касающуюся обучения конкретного ребенка, нужно знать о ее типичности для данного возраста.
Так психологам известно, что дети младшего возраста отличаются повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, хорошей обучаемостью.
В среднем школьном возрасте отмечается повышенная активность, неутомляемость в приложении сил, разнообразие увлечений, склонность к смене видов деятельности и другие возрастные черты подростков следует иметь в виду учителю, оценивающему индивидуальные качества того или иного ученика. Они составляют возрастную норму, из которой педагог должен исходить.
Важный способ индивидуализации - это помощь ученику в формировании индивидуального стиля учебной деятельности. Возможность индивидуализации такого типа изучалась психологом Е.А. Климовым, его учениками и последователями. Они показали, как индивидуальный стиль учебной деятельности, вырабатываемый на почве типологических свойств, помогает человеку успешно учиться.
Согласно Е.А. Климову, под индивидуальным стилем понимается система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определенных комплексом природных особенностей человека. Если у человека выработан индивидуальный стиль учебной деятельности, значит, он наилучшим образом приспособился, адаптировался к условиям обучения, используя свои индивидуально-типологические особенности.
Помощь учащемуся найти свой индивидуальный стиль учебной деятельности - это значит помочь ему найти свои специфические, оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям. Это сложная задача, и исследователи часто задавались вопросом: а не легче ли научить ребенка одинаковым для всех правильным способом и приемам учебной работы. Принцип нивелирования индивидуальности ученика (в противоположность индивидуализации) так же стар, как и принцип индивидуального подхода. Искушению применить его подвергаются многие. Конечно, чаще всего это молодые, неопытные учителя, действующие из наилучших побуждений, искренне верящие в возможность унифицировать способы учебной работы детей.
Соблюдать ли принцип "делай как я?" Бесспорно, необходимо учить детей правильно учиться, сформировать у них оптимальные способы учебной работы, требовать добросовестного выполнения учебных правил и норм. Но нельзя делать это в ущерб индивидуальности ребенка.
Нельзя смотреть на ребенка как на чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что там представляется важным. Ребенок - нечистая страница, а сложный, непохожий на учителя человек, личность, индивидуальность, с которой нельзя не считаться, и не нужно заставлять ребенка действовать по-нашему, настаивать на приемах работы, которые нам кажутся правильными и оптимальными. Надо постараться помочь ученику сформировать его собственные способы учебной деятельности, наиболее удобные для него, учитывающие его индивидуальные особенности.
Януш Корчак писал: "Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь".
На протяжении веков учителя пытались уничтожить индивидуальность учащихся, используя для этого разные педагогические способы и методы воздействия. Так было в средние века в схоластических школах, так было в отечественной бурсе. Обычно считается, что тенденция нивелирования связана с низким уровнем педагогической культуры, но это не всегда так.
Нивелирование способов учебной деятельности может быть научно обоснованным, как это происходит в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина или в теории алгоритмизации обучения. Свою основную задачу он видел в том, чтобы научить учащихся правильным идеальным по эффективности и экономности умственным и учебным действиям и приемам, сформировать у них совершенные навыки учебной работы.
Новое о педагогике:
Сотрудничество с родителями
Обогащение игрового опыта дошкольника, развитие его игровых навыков и умений - задача, эффективность решения которой зависит не только от воспитателей детского сада, но и от участия семьи. В связи с этим мы использовали следующие формы и м ...
Методы и приёмы развития речевого этикета
1. Обращение взрослых и сверстников Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и также начинают поступать. Также смотря на сверстников, дети хотят быть похожими на них, хотят дружить с ними и для этого подс ...