На различных этапах своего развития организм ребенка по-разному реагирует на воздействие внешней среды. Периоды, отличающиеся повышенной чувствительностью к влиянию некоторых внешних факторов, к определенным условиям жизнедеятельности, издавна получили название критических периодов развития.
Так, период отнятия ребенка от груди матери рассматривают как критический, так как преждевременное, искусственное завершение этого периода неблагоприятно сказывается на последующем развитии ребенка.
Дети, росшие до11-13 лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и лучше передвигаются на четвереньках. Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде легче всего в возрасте 6-8 лет (в эти годы активно развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы. Для того, чтобы стать хорошим танцором, следует приступать к обучению не позднее 10 лет. Обучение плаванию значительно успешнее осуществляется в 10 лет, чем в более раннем возрасте.
Дети младшего возраста, особенно в период с 8 до12 лет, могут обучиться почти всем движениям, даже с очень сложной координацией, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и скоростно-силовых качеств. Данные факты свидетельствуют о том, что для развития различных органов и функциональных систем организма существуют свои оптимальные периоды. Именно тогда наиболее легко и эффективно вырабатываются определенные функции, умения, навыки, и наоборот, они формируются с трудом, если время упущено. Поэтому не случайно в практике сложились оптимальные сроки начала обучения музыке, балету, плаванию и т.п.
На школьных уроках физической культуры целесообразно особое внимание уделять физическим качествам, которые в том или ином конкретном возрасте находятся в фазе интенсивного роста.
Важно также и то, что в последующие годы наблюдается отдаленный положительный эффект оптимального построения процесса физической подготовки школьников, и дети, у которых осуществлялось избирательно - направленное воспитание физических качеств в критические периоды, по уровню своего развития устойчиво опережают сверстников.
В течение учебного года, когда приходится осуществлять избирательно-направленное воспитание ряда физических качеств в соответствии с критическими периодами развития, целесообразно уделять внимание тем качествам, для которых представляются наиболее благоприятные условия.
Таким образом, критические периоды развития физических качеств позволяют не только конкретизировать задачи в области физической подготовки школьников различного пола и возраста, но и создают благоприятные предпосылки для своевременной оценки уровня физической подготовленности учащихся.
Новое о педагогике:
Из истории головоломок с неповторяющимися цифрами
Задачи с неповторяющимися цифрами встречаем в замечательном отечественном трёхтомнике Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Опыт математической хрестоматии: Книга для семьи и школы». В «Книге 1» приведена: «Задача 3 ...
Особенности социально-культурной среды современного российского села
Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения ...