Педагогический талант учителя

Новое в образовании » Педагогический талант учителя

Актуальность исследования обосновывается реформированием украинского общества, закономерно сопровождающегося принципиальным обновлением всех социальных институтов и систем, в том числе и системы образования. Развивающемуся обществу нужны люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Для реализации данной цели, необходимо не только обновить содержание и технологии образования, но и подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи, так как личность педагога выступает ключевой фигурой, определяющей состояние образования. Сегодня, в условиях возрастания в обществе роли общечеловеческих ценностей, активизации культуросозидающей функции современной школы, усиливается значение учителя как носителя культурных традиций, профессионального педагогического творчества, учителя, обеспечивающего не просто трансляцию готовых знаний, умений, навыков, безусловно, необходимых растущему ребенку, но и развивающего индивидуальность в каждом ученике. Нужен педагог нового типа: широко образованный, высоко нравственный, гуманистически направленный. Стало очевидным, что от уровня его культуры и профессиональной подготовки, широты интересов и гражданской позиции напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития российского общества, облик вступающих в самостоятельную жизнь поколений молодежи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, B.C. Собкин, С.Г. Вершловский, Ф.Г. Зиятдинова и др.) и анализ реальной школьной практики свидетельствуют о том, что учительство не готово к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его общая культура не соответствуют требованиям модернизации базового образования.

Среди причин такого состояния учительского корпуса исследователи называют низкий общественный престиж учительской профессии, обусловленный в основном социально-экономическими обстоятельствами; неопределенность профессионального статуса, связанная со слабой нормативно-правовой базой современной школы; увеличение функциональных обязанностей учителя, к которым его в вузе специально не готовят, и др. Неготовность современного учителя к достижению высокого качества образования во многом определяется сциентистской (ориентация на науку) направленностью профессиональных установок, устаревшими психолого-педагогическими знаниями, что приводит к доминированию монологических методов обучения. Ориентация учителя на репродуктивную методику определяет качество общего среднего образования, которое обществом и государством признается недостаточным.

Социально-экономические изменения, резкое увеличение объема научной информации на фоне общего кризиса системы образования привели к необходимости существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования, что, в свою очередь, потребовало разработки новой парадигмы образования, соответствующей запросам обновляющегося общества. Причём процесс формирования профессиональной культуры учителя в педагогическом вузе должен осуществляться на основе методологического положения о личности как субъекте деятельности и ее целостности.

В этой ситуации заметно активизировался поиск инновационных моделей общего и профессионально-педагогического образования. Подвергнут научному анализу процесс воспроизводства и функционирования педагогических кадров: аксиологические основания педагогического образования (М.В. Богуславский, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Б.Т. Лихачев, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); субъектно-деятельностный подход в профессиональном становлении учителя (Г.И. Аксенова, Е.В. Андриенко, Д.Ю. Ануфриева, Е.В. Бон-даревская, Ю.В. Варданян, Л.М. Лузина, Л.М. Митина, Е.М. Рогов, В.А. Сластенин, А.И. Шутенко и др.); педагогические технологии в подготовке учителя (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Коротов, А.И. Кочетов, Н.В. Кухарев, М.М. Левина, А.И. Мищенко, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др.); акмеологические закономерности профессионально-личностного развития педагога (О.С. Анисимов, A.A. Бодалев, Н.Ф. Вишнякова, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, B.C. Решетько, И.Н. Семенов и др.

В то же время заложены продуктивные подходы к созданию технологической базы педагогического образования (СИ. Архангельский, Е.П. Белозерцев, В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, Н.Е. Мажар, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); созданы психолого-педагогические концепции и модели профессиональной деятельности учителя (O.A. Абдуллина, Г.И. Аксёнова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.И.Митина, Л.С. Подымова, А.Н. Нюдюрмагомедов, Л.Ф. Спирин); активизировано изучение психолого-педагогических условий вузовского образовательного процесса (Г.И. Аксёнова, Э.Т. Ардаширова, К.Ш. Ахияров, В.Л. Бенин, Ю.В. Варданян, М.Я. Виленский, Ю.Н. Кулюткин, Б.Т.Лихачев, Е.А. Леванова, Н.Е. Мажар, A.B. Мудрик, Н.Д. Никандров, З.А. Решетова, А.З. Рахимов, Н.Ф. Талызина, Э.Ш. Хамитов и др.).

Между тем в образовательной сфере к настоящему времени назрел ряд противоречий:

- между возросшими требованиями к профессиональной культуре учителя и неготовностью системы педагогического образования обеспечить процесс ее становления и развития;

- между признанием необходимости использования в этом процессе современных психолого-педагогических концепций и их недостаточной востребованностью;

- между объективной потребностью общественной и образовательной практики в достижении массовым учительством педагогического профессионализма и неоднозначной трактовкой в науке его феномена;

- между «знаниевой» и гуманистической парадигмами формирования профессиональной культуры учителя.

Вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Педагогический талант учителя».

Объект исследования – педагогический талант учителя.

Предмет исследования - процесс формирования педагогического таланта учителя.

Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия эффективного формирования педагогического таланта учителя.

Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели исследования, были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и структуру профессиональной культуры учителя.

2. Построить теоретическую модель формирования педагогического таланта учителя.

3. Выявить и обосновать технологическое обеспечение процесса формирования педагогического таланта учителя.

4. Определить направления профессионального совершенствования педагогов.

Новое о педагогике:

Оценка уровня функциональной подготовки
Для определения аэробной энергопроизводительности функциональных систем организма студентов, проводились оценки уровня максимального потребления кислорода (МПК) с использованием стандартных нагрузок. В качестве стандартной нагрузки использ ...

Методы работы социального педагога с детьми группы риска
Метод – (от греч. – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработк ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru