Воспитание как социализация

Воспитания и развитие личности диалектически взаимосвязанные, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, так как второе определяет цель, содержание и методику первого. Вместе с тем воспитания может идти впереди развития, определять основные его ориентиры.

Воспитания непосредственно связанно с процессом социализации и социальным развитием. Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, что оно готовит людей к жизни. Введение человека в социум, его социализация – главнейшее назначение воспитания. Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры. Социализация тождественна «окультуриванию» – присвоение социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

Социализация – процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Все люди в детстве овладевают нормами социальной жизни. Отрочество – время индивидуализации, развития потребности «быть личностью». А в юности идет приобретение черт и свойств личности, отвечающих потребностям собственного и общественного развития.

Воспитание – главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации – преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия, социализации придается гуманистическая ориентация.

Темпы социализации подрастающего поколения сегодня отстают от темпов и уровня развития общества, что приводит к торможению общественно значимых процессов. В этом плане следует говорить о социальном заказе общества институтам социализации. В соответствии с заказом институты меняют концептуальные (теоретические) модели, «задающие» основные требования к личностно-развивающейся среде, личностному пространству, образу жизни, ценностным ориентациям, поведению и другим параметрам, вплоть до требований к внешнему облику субъектов образовательного процесса.

Новое о педагогике:

Принцип концентрации внимания
Свободная и самостоятельная деятельность невозможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слу ...

Планирование процесса воспитания физических качеств на уроке физической культуры
Одно из главных требований, позволяющих добиваться высокой эффективности учебного процесса, - правильное планирование материала. В программе по физической культуре материал для развития физических качеств расположен по разделам: "гимн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru