Государственная национальная программа „Освіта” („Україна ХХІ століття”) так определяет главную цель национального воспитания: „обретение молодыми поколениями социального опыта, наследования духовных достояний украинского народа, достижение высокой культуры национальных взаимоотношений, формирования у молодежи независимо от национальной принадлежности личных черт граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетичной, правовой, трудовой, экологической культуры”.
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, переходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, относятся интернационационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание – еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:
формирование эстетических знаний;
воспитание эстетической культуры;
овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
формирование эстетического отношения к действительности;
развитие эстетических чувств;
приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
формирование эстетического идеала;
формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
В Концепции национального художественного воспитания детей, учащейся молодежи в условиях возрождения украинской национальной культуры, которая была разработана в Украинском центре эстетичного воспитания молодежи, В. Герасименко и А. Верещагиной ставится вопрос о том, что в условиях развития национальной системы воспитания и образования „художественное воспитание выступает как средство создания духовного мира человека, понимания им непрерывности мироздания и его развитие в Гармонии, Красоте, Любови”. В Концепции определена цель и содержание художественного воспитания, под которым понимается „создание гармонично развитой личности с высоким национальным культурным потенциалом, развитым чувством прекрасного, устойчивыми художественными вкусами, готовность к творческой деятельности в разных видах профессионального и самодеятельного искусства, положительное взаимодействие внутренней и внешней гармонии личности, ощущать и создавать красоту тела, красоту духа, красоту мысли, красоту любви, познания истинной красоты бытия”.
Новое о педагогике:
Классификации детей «группы риска»
К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи детского сада, школы и т.д Во-первых, зд ...
Формы и методы индивидуализации в обучении
Выше была показана необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся. Встает вопрос: как все это осуществить организационно? Для современного школьного обучения типично противоречие между фронтальным обучением учащихся в школе и пот ...