Профессионализм как интегральная психологическая характеристика человека труда

Новое в образовании » Роль воспитания в социокультурном развитии личности. Этапы профессионального пути » Профессионализм как интегральная психологическая характеристика человека труда

Профессионализм – это реально достигнутый, достаточно высокий уровень овладения профессией. Профессионалом можно считать человека труда, который:

– освоил профессиональную деятельность на уровне лучших ее образцов (профессиональное мастерство);

– вносит творческий вклад в опыт профессии (профессиональное творчество);

– является субъектом своей профессиональной деятельности и профессионального развития: может осознавать строение своей профессиональной деятельности (и ее видов), умеет перестраивать и преобразовывать ее, преднамеренно осуществлять ее саморегуляцию и самокоррекцию;

– обладает определенной квалификацией, т.е. отвечает выработанным в обществе критериям качественной и количественной оценки соответствия своей компетентности категориям, разрядам, должностям в профессии;

– является достаточно зрелой личностью, освоившей и принявшей современные ценности, идеалы, менталитеты профессии, соблюдающей этический кодекс профессии;

– является активным участником акме-ориентированного процесса психического и профессионального развития, когда человек не довольствуется усредненными позитивными результатами своего труда, а стремится к высокопродуктивной деятельности, к наиболее полной самореализации своих личностных возможностей и тем самым к наиболее полному индивидуальному вкладу в общественный процесс.

Таким образом, профессионализм как интегральная психологическая характеристика человека труда имеет сложную иерархическую структуру. В этой структуре разные уровни выполняют разные функции. Так, личность профессионала ответственна за ценностные ориентации, идеалы, менталитет, этические нормы в профессии. Субъект профессиональной деятельности в большей мере обеспечивает операционную сторону активности человека – осознание, регуляцию, координацию, преобразование деятельности и ее звеньев в соответствии с идеалами и мотивами личности. Качества квалифицированного специалиста регулируют тот уровень профессионализма, который нужен обществу в данной профессии и на данном рабочем месте. Характеристики акме-ориентированного человека придают труду черты процесса безграничного обогащения и углубления с ненасыщаемой мотивацией самосовершенствования и возрастания вклада индивидуального профессионального роста в общественный прогресс.

Сделаем некоторые выводы.

Развитие профессионала есть сложный многоуровневый процесс. Он включает становление человека труда как субъекта, квалифицированного специалиста, зрелой личности, личности с акмеологической ориентацией.

Эти «пласты» развития профессионала могут складываться неравномерно в ходе индивидуального профессионального развития. Так, не всякий работник становится реальным субъектом своей деятельности. Субъект деятельности, как человек, энергично строящий и регулирующий свою профессиональную деятельность, может и не являться зрелой личностью (широко известны примеры успешного предпринимательства при так называемом этическом нейтралитете, т.е. при отсутствии нравственных ценностей). Зрелая личность (одухотворенный человек) может и не достигать уровня субъекта деятельности, когда он при наличии своих зрелых мотивов и высоких устремлений не умеет организовать свою профессиональную деятельность, бездумно тратит свои психические ресурсы. Не всякий субъект деятельности достигает уровня квалифицированного специалиста. Не всякий специалист вырастает в профессионала.

Новое о педагогике:

Сочетаемостные возможности слова. Мотивированные и немотивированные слова
Словарный состав русского языка пред­ставляет собой определенную систему, так как слова в нем находят­ся в разнообразных связях. Будучи обозначениями предметов и яв­лений объективной действительности, словарные единицы прежде всего отражаю ...

Причины девиантного поведения детей и подростков
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Существует несколько классификаций причин отклоняющегося поведения. Так например, Л.Б. Шне ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru