Поскольку функции контроля, рассмотренные выше, по своим наименования соответствуют общедидактическим, то целесообразно рассмотреть их проявление в обучении иностранному языку. Обучающая функция характеризуется серьезными отличиями от аналогичной функции контроля в других предметных областях. По всем предметам ее источником является закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков в процессе выполнения контрольных заданий. Применительно к иностранному языку учащийся, помимо тренировки в общении или действий с языковым материалом, приобретает языковой опыт, важный источник совершенствования речевых умений и навыков. Значительно отличается и осуществление учителем диагностической функции контроля в обучении иностранному языку. В ходе проявления этой функции в предметных областях, «основах наук» главное внимание направляется на ошибки учащихся. Аналогичен подход в преподавании иностранного языка при контроле сформированности языковых навыков. При контроле же речевых умений основное внимание учителя направляется или должно направляться на акт общения, решение коммуникативной задачи. Ошибки же рассматриваются в качестве дополнительных критериев оценивания. Проявление остальных функций контроля при обучении иностранному языку принципиально не отличается от проявления аналогичных функции при преподавании других учебных дисциплин, хотя известные отличия существуют, так как специфика обучения общению предполагает приобщение к культуре иного народа.
Обратимся к рассмотрению видов контроля при преподавании иностранных языков.
В вопросе о выделении видов контроля в отечественной методике нет единства. Большинство методистов придерживаются общедидактического подхода, различая текущий и итоговый контроль.
Попытаемся определить виды контроля, учитывая специфику учебного процесса по этой учебной дисциплине. Основным результатом обучения является достижение учащимися определенного уровня коммуникативной компетенции (за весь курс обучения, за год). Из этого следует, что итоговый контроль есть контроль степени овладения школьниками коммуникативными умениями и в целом коммуникативной компетенцией на том или ином уровне. Не вызывает сомнения и тот факт, что такой контроль уместен и возможен только в конце курса обучения или по завершении учебного года. Как известно, во многих методических работах планирование учебного процесса происходит по темам. В последнее время предлагается планировать работу по блокам: блокам формирования языковых умений и навыков и блокам развития речевых умений. Иными словами, при изучении той или иной темы (не обязательно параграфа или урока учебника) учащиеся должны овладеть языковыми навыками на основе предложенных лексики и грамматики и добиться их включения в речевую деятельность, т.е. в конечном итоге приращения в плане коммуникативной компетенции. Недаром Л.З.Якушина предлагала планировать не отдельные уроки, а цепочки занятий, завершением которых являлись бы занятия, посвященные выходу языковых навыков в речь. Таким образом, контроль в конце цепочки уроков или речевого блока является определенным завершением какого-либо этапа, т.е. завершением процесса приращения в речевой деятельности школьников. Подобный вид контроля можно определить как промежуточный. Исходя из указанной особенности этого вида контроля, нетрудно определить, что его основным объектом станут опять-таки виды речевой деятельности.
Практика преподавания иностранных языков показывает необходимость текущего контроля. Поскольку этот вид контроля будет осуществляться в процесс становления речевых умений, т.е. в разные моменты цепочки уроков, то основным объектом контроля будет степень сформированности языковых умений и навыков. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности.
В условиях средней школы возможна также реализация предварительного контроля. В идеале такой контроль, предваряющий процесс обучения, целесообразно осуществлять при поступлении в класс новых учеников и при получении учителем нового класса. Дело в том, что пока еще определение степени обученности школьников иностранному языку является недостаточно объективным. Объектом контроля в этом случае будет уровень сформированности речевых умений. Хотя для установления исходного уровня могут употребляться и отдельные задания по выявлению степени сформированности языковых навыков.
Итак, учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета на сегодняшний день целесообразно различать следующие виды контроля: итоговый, промежуточный, текущий и предварительный (или предваряющий).
Новое о педагогике:
Специфика работы с видеоматериалами
Видеоматериалы выгодно отличаются от печатных источников информации тем, что они предлагают актуальные, животрепещущие темы для обсуждения, озвученные разнообразием артикуляционных особенностей и голосовых типов носителей целевого языка, п ...
Анализ различных концепций онтогенеза
Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитие человека и в филогенезе, и в онтогенезе — процесс многофакторный. Наиболее значимыми, постоянно действующими факторами развития человека признаются: состояние Космоса, а ...