Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.
Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции. Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний - развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции. Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению. Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций.
Для развития мелкой моторики детей чаще всего используются игровые упражнения. При их подборе следует принимать во внимание такие принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток, во время которых дети играют в «Пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и содействуют развитию речи и творческой деятельности. "Пальчиковые игры" вроде бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе таких игр дети, повторяя движения взрослых активизируют моторику рук и речь.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "справа", "слева", "вверх", "вниз" и тому подобное. В начале и напоследок игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживания от концов пальцев к ладони, легкое потряхивания, взмахивание руками. В настоящее время существует множество различных пособий и сборников игровых упражнений для развития мелкой моторики, которые могут помочь педагогам в организации занятий и обязательно будут интересны детям.
Как показывает анализ литературы, у детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, страдает артикуляционная и мелкая моторика, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Дети неверно произносят звуки, искажают слоговую структуру слова, не могут воспроизвести некоторые звуковые и слоговые сочетания. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС, неблагоприятного социального окружения.
Нарушения моторики проявляются в сложности выполнения мелких движений пальцев рук: застегивания пуговиц, зашнуровывания, рисования. В дошкольном возрасте дети не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить вещи. Нарушения моторики, проявляющиеся в ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности. Артикуляция у детей с общим недоразвитием речи может страдать по причине зубочелюстной патологии, различных расщелин и короткой подъязычной связки. В таких случаях звуки речи чаще всего произносятся искаженно. Также могут наблюдаться парезы и параличи отдельных мышц.
Новое о педагогике:
История появления факультативных курсов
С 1967 года были предложены факультативные курсы двух видов: 1. Дополнительные главы и вопросы систематических курсов основ наук, изучаемые параллельно с занятиями по основному учебному предмету; 2. Специальные курсы, развивающие и дополня ...
Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей по повышению
психолого-педагогической компетентности
Детский сад - ведущий институт воспитания детей дошкольного возраста - должен руководить семейным воспитанием. Сущность этого руководства заключается прежде всего в оказании помощи родителям. Н.К. Крупская отмечала, что вопросам работы с р ...