В нашей стране до сих пор наблюдается дефицит мест в детских образовательных дошкольных учреждениях. Некоторые родители становятся на учет с рождения ребенка, чтобы к 3 - летнему возрасту получить долгожданное место в муниципальном детском саду. С другой стороны, существующий дефицит - благоприятная почва для организации бизнеса в этой сфере.
Согласно официальной статистике, в первом квартале 2006 года в столице работало 77 негосударственных образовательных организаций, которые посещали 3,2 тыс. детей дошкольного возраста.
Но есть и другие цифры, о которых государство не знает. Дело в том, что помимо легальных детских садов, официально зарегистрированных по всем правилам, существуют домашние детские сады, которые никак не фигурируют в статистике, по той причине, что работают полулегально.
Домашний детский сад - это большая (трех - или четырехкомнатная) квартира, часть комнат в которой отдано под пребывание детей.
Домашний детский сад - явление противозаконное. Получить лицензию на образовательную деятельность детскому саду, организованному в квартире невозможно. Кроме того, осуществление коммерческой деятельности в условиях жилого помещения влечет за собой применение статьи 7.21. Кодекса об административных правонарушениях ("Нарушение правил пользования жилыми помещениями"), что грозит штрафом в размере от 10 до 15 МРОТ (1000-1500 руб.) (приложение 1, 2,3). Но есть другой путь легализации этого бизнеса.
Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, не подлежит лицензированию развивающая (занятия в кружках, секциях, студиях), воспитательная деятельность, организация досуга, проведение семинаров, тренингов, лекций, оказание консультаций и т.д., то есть любая деятельность, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации. В этом случае владелец домашнего детского сада регистрируется как ИП, покупает кассовый аппарат, ведет бухгалтерию и называет свое детское учреждение центром развития. При этом, в случае проверки, конечно, могут возникнуть трудности с контролером, но как показывает практика, проблему можно решить и договориться. Но несмотря на все преграды со стороны властей, домашние детские сады у нас в России есть и немало, и продолжают появляться. Главная проблема такого бизнеса - высокая мера ответственности. Всю ответственность за жизнь и здоровье детей несет детский сад, поэтому систему безопасности необходимо продумать до мелочей. Необходимо оборудовать квартиру пожарной сигнализацией, наладить систему учета и хранения медицинских карточек, обучить персонал навыкам оказания первой медицинской помощи и т.п. (приложение)
Плюсы домашнего детского сада:
максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним, к жизни большой семьи;
маленькое количество детей - 3-5 человек;
индивидуальный подход к питанию.
Минусы домашнего детского сада:
очень высокая оплата;
возможные проблемы, связанные с недостатком оборудования или помещения.
Самое сложное в домашнем воспитании - это и интеллектуальное, и физическое развитие ребенка. В этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.
Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя "в обществе", соблюдать правила. И если родители не собираются отдавать своего ребенка в детский сад, то они должны подумать, каким именно образом предоставить ребенку эти возможности.
"Домашний" ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, желательно обеспечить ему постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.
Новое о педагогике:
Психолого-лингвистические особенности аудирования
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная ...
Этапы обучения аудированию
Обучение аудированию как деятельности предусматривает формирование аудитивных навыков и умений, а также усовершенствование механизмов рецептивного плана, которые обслуживают этот вид деятельности. Решение задач, связанных с развитием навык ...