Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают содержание деятельности и методы руководства.
К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.
Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.
Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.
Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.
Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.
Рассмотрим характеристику принципов отбора репертуара:
Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры.
Реализация этого принципа предполагает отбор репертуара, близкого музыкальным интересам детей. Уникальная детская субкультура - ужу есть результат самовыражения ребенка внутреннего мира, творчество. Понимая это, педагог может развивать творческие возможности детей, опираясь на имеющиеся у них музыкальный опыт. Собственно музыкальные импровизации у детей могут стать тем репертуаром, которые будут стимулировать развитие детского творчества.
Принцип учета деятельностной природы ребенка.
Реализация данного принципа предусматривает создание в группе пространства, позволяющего ребенку упражняться в творческих изысканиях. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные аудиозаписи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы попробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой.
Принцип учета эмоционального опыта ребенка в процессе творчества выражается в предложении такого музыкального материала для импровизаций, который бы учитывал эмоциональное состояние ребенка.
Принцип учета индивидуальных особенностей музыкального творчества.
Реализация данного принципа предусматривает составление педагога монографических портретов детей, где бы отражались особенности их креативных и музыкальных способностей. В этом случае процесс детского творчества может быть организован чрезвычайно многообразно:
Как деятельность ребенка - композитора;
Как деятельность ребенка - дирижера;
Как деятельность ребенка - музыкального актера;
Как деятельность ребенка - режиссера музыкальных игр.
5. Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе стимулирования детского творчества.
Реализация данного принципа обеспечивается отношением педагога к детскому творчеству как процессу открытия ребенком себя и своих возможностей.
Новое о педагогике:
Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения
У детей с ЗПР отмечается своеобразие как устной, так и письменной речи, трудности путей ее формирования, что подтверждают и литературные данные (Е.В.Мальцева) Перечислим принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задерж ...
Современное состояние молодого поколения
Проблема взаимодействия образования и занятости молодежи может быть представлена в двух основных вопросах: во-первых, на что молодежь может претендовать на рынке труда, получив или не получив желаемое образование, и, во-вторых, на что моло ...