Для оценки уровня развития психофизиологических качеств и психомоторных способностей использовался ряд специальных тестов. Кистевая динамометрия проводилась для измерения силы правой и левой кисти ручным динамометром (ДРП-120) в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Во время теста не разрешалось делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Измерения выполнялись по три попытки на правую и левую руки, лучший результат регистрировался.
Становая динамометрия оценивалась по показаниям станового динамометра по общепринятой методике. Регистрировался лучший результат из трех попыток.
Таблица 2. Тесты, определяющие психофизиологическую подготовленность.
№ |
Тесты |
Предположительно измеряемое качество |
Единица измерения |
11 |
Динамометрия правой и левой кисти |
Сила мышц сгибателей кисти |
Килограмм (кг) |
22 |
Теппинг-тест |
Работоспособность |
Количество (раз) |
33 |
Рефлексометрия |
Простая двигательная реакция |
Время (сек) |
44 |
Методика «таблицы Шульте» |
Концентрация внимания, динамика работоспособности |
Время (сек) |
Теппинг-тест проводился для определения частоты ненагруженных конечностей (кисть ведущей руки), совершающих движения типа постукиваний, как производной качества быстроты. Теппинг-тест также может применяться для исследований силы нервной системы. Контроль за частотой движений по показаниям теп-пинг-теста в ходе занятий позволяет судить о состоянии нейро-моторного аппарата, обеспечивающего решение двигательных задач.
В теппинг-тесте использовалось специальное устройство для подсчета числа ударов за каждые 15 секунд в течение 1 минуты. Разрешалось предварительно попробовать данное упражнение. Результат тестирования определялся путем суммирования всего количества ударов.
Для определения устойчивости внимания и динамики умственной работоспособности применялась методика «Таблицы Шульте». Испытуемому поочередно предлагались пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивал, показывал и называл числа в порядке их возрастания. Проба повторялась с пятью разными таблицами. Таблицу открывали, и одновременно с началом выполнения задания включался секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявлялись без всяких инструкций.
Основной показатель - время выполнения, а также количество ошибок (отдельно по каждой таблице). По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости, психическую устойчивость.
Методы математической статистики
Математическая обработка полученных данных осуществлялась методом математической статистики с определением средних величин (M) в каждой группе по всем исследуемым показателям, стандартных ошибок (m), среднего квадратичного отклонения коэффициентов вариации (), выявлялась статическая значимость различий по t-критерию Стьюдента и проводился корреляционный анализ (r).
Поставленные задачи определили следующую организацию работ. Исследование проводилось в несколько этапов. Общая схема организации исследований такова (рис.1):
1 этап (1995-2000гг.) Изучены психо-физиологические особенности и условия труда инженеров - механиков. Составлены профессиограммы инженерно-машиностроительных специальностей. Выделены и нормированы профессионально важные качества и определены параметры психофизиологических моделей специалистов.
Новое о педагогике:
Рекомендации воспитателям по формированию представлений
о человеке у детей 5-6 лет
В результате исследований: работы воспитателя по формированию представлений о человеке мы выявили уровень разработанности данной проблемы, и каковы представления детей о человеке. Итак, мы выявили, что работа по формированию представлений ...
Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе
Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью - активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анали ...