Наказание — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным давать классификацию видов и форм наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку можно выделить следующие виды наказания:
наказания, связанные с изменением в правах детей.
наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
наказания, связанные с моральными санкциями.
Внутри каждой из этих групп наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:
а) наказания, осуществляемые по логике «естественных
последствий»;
б) традиционные наказания;
в) наказания в форме экспромта.
Эта классификация, как и любая другая, в значительной мере условна.
Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций наказания, позволяет воспитателям в каждом конкретном случае выбрать такие виды и формы наказаний, их сочетания, которые наилучшим образом корректируют поведение детей и подростков.
Регулирование прав и обязанностей детей и подростков может с успехом использоваться в качестве наказания. При этом, в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей. Наказания с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мер воздействия.
Коля совершил нехороший поступок: соврал, ударил товарища, насорил в классе и т. п. Мальчика пристыдили, он поплакал, попросил прощения — и все довольны. Потом все это повторяется в разных вариациях энное количество раз, и, наконец, Коля — уже почти Николай Иванович, ростом за метр восемьдесят, — лениво басит перед классом, подмигивая приятелям: «Простите, я больше не буду .»
А педагоги с растущим беспокойством замечают, что столь милое раньше их слуху «простите» теперь рвет душу нестерпимой фальшью и откровенным цинизмом. Здесь-то обычно и приходят к осознанию большой беды, имя которой безнаказанность. Но тогда нередко бывает уже поздно применять обычные меры педагогического воздействия.
Если сравнивать наказания, осуществляемые с помощью моральных санкций, с наказаниями, осуществляемыми путем регулирования нрав и обязанностей детей, то нетрудно заметить, что первые в большей мере рассчитаны на развитие элементов самостимуляции. Поэтому применение таких наказаний целесообразно главным образом в развитом коллективе, обладающем определенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким воспитанникам, уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на наказание такого рода.
Наказания, связанные с регулированием прав и обязанностей воспитанников, с использованием моральных санкций, сопровождаются определенными изменениями во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, с одной стороны, и внутри детского коллектива — с другой.
При определенных условиях приносят пользу и наказания по логике «естественных последствий». Наказать, к примеру, детей, разбивших в классе стекло, тем, что заставить их заниматься в этом помещении, невзирая на минусовую температуру, было бы, возможно, и «логично», но, по меньшей мере, дико.
Применяя наказания, выражающиеся в том или ином ограничении, лишении по логике «естественных последствий», следует иметь в виду, во-первых, что нельзя лишать детей минимально необходимого для их нормального развития: еды, свежего воздуха, постельного белья и т. п.
Во-вторых, оставление без кино и прочих удовольствий — это форма наказания, применимая большей частью к младшим школьникам и на начальном этапе работы с детьми. И здесь едва ли оправдано лишать уже обещанного удовольствия, как это рекомендуют некоторые педагоги.
Особенность традиционных мер наказания в том, что они чаще, чем поощрения и наказания по логике «естественных последствий», становятся формой использования различных моральных санкций. К примеру, такие санкции, как выговор, — все это традиционные наказания.
Если логика «естественных последствий» диктует необходимость применения наказаний сразу же вслед за обусловившими их действиями ребенка, то при использовании традиционных наказаний педагоги и детский коллектив выбирают такой момент, который будет способствовать получению наибольшего воспитательного эффекта. Таким образом, в целом эти наказания, будучи более сложными, могут приносить более заметный воспитательный результат.
Новое о педагогике:
Семинарские занятия
Важной частью учебного процесса в вузе являются семинарские занятия. Семинар представляет собой особую форму организации учебного процесса, которая служит для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях. В данном виде ...
Направления логопедической работы по преодолению нарушения звукопроизношения
у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении профессором Ф. А. Рау, профессором М. Е. Хватцевым и другими логопедами. Цель логопедического воздействия - исправление ...