Сравнение и противопоставление – это наиболее эффективные приемы дифференцированного усвоения различных звуков. Изучаемый звук можно сопоставить или с другим звуком русского языка, имеющим общие с ним признаки, т.е. оснований для сравнения, или же со звуком родного языка. При этом наиболее эффективным является сравнение двух звуков в разных слогах. Это позволяет учащимся связать акустические и артикуляционные различия с семантикой, фонологическим значением звука. Связь различного звучания звуков с семантикой повышает эффективность дифференцированного восприятия звуков. Создается как бы прямая и обратная связь: с одной стороны, разные звуки создают различные семантические значения, с другой – различные значения создают у учащегося разные представления о звуках. Поэтому целесообразно сопоставлять слова, отличающиеся каким-либо одним звуком, например: угол-уголъ, был-бил, рад-ряд. Если бы эти звуки не влияли на семантику слова, то можно было и не замечать этих звуков, воспринимать их как один звук.
Артикуляция одного из звуков должна быть хорошо усвоена учащимися, чтобы можно было сравнить его с другим. Для сопоставления учитель должен знать артикуляционно-акустические признаки всех звуков как русского, так и родных языков. При этом к характеристике фонологических и артикуляционных признаков звуков (фонем) следует подходить очень внимательно. Например, часто согласные в дагестанских языках определяются как твердые согласные и противопоставляются мягким, что не соответствует действительности. Их артикуляция и звучание не совпадают ни с твердыми, ни с мягкими согласными русского языка, что необходимо учитывать при сопоставлении. Чтобы показать эти различия, рекомендуется сопоставлять слова, одинаковые по графике, но существенно отличающиеся в произношении, например: пил «слон» (лакск.) – пил (русск.), назвал «каприз» (дарг.) – назвал (русск.). Это поможет учащимся убедиться, что в русском и родном языках одни и те же буквы обозначают совершенно разные звуки.
Использованию метода сопоставления или противопоставления звуков должна предшествовать определенная подготовительная работа. Учитель объясняет артикуляцию трудных звуков, затем сопоставляет их с другими звуками. Например, прежде чем сопоставлять звуки [о] – [у], необходимо объяснять артикуляцию [о]: 1) шире откройте рот, не ослабляя губной артикуляции. 2) увеличьте несколько губное отверстие; 3) сравните [у] – [о]: тут-mom, дума-дома, бук-бок, руль-роль.
В начальных классах при сопоставлении звуков целесообразно пользоваться техническими средствами обучения. На магнитофонную пленку записывается произношение ученика и образцовое произношение. Учащиеся сопоставляют свое произношение с образцовым и замечают отклонение от нормы. При этом учитель указывает ошибки ученика, если сам он не замечает их, объясняет особенности артикуляции данного звука. После тренировки речь учеников записывается, прослушивается и разбирается еще раз.
Если ученик вместо звука русского языка произносит звук родного языка, целесообразно противопоставить один звук другому, показать их отличительные признаки. Сопоставлять звуки следует в потоке речи, в определенных фонетических позициях, а не в изолированном положении.
Новое о педагогике:
Работа с учебником
В течение многих лет изучались разные аспекты самостоятельной работы учеников с учебником с использованием технических средств учебы, химического эксперимента, упражнений и т.д. Необходимость использования в учебном процессе самостоятельно ...
Определение целей, выбор задач и функций проектируемой системы
Рассмотрим качественное обоснование эффективности внедрения ИС для обучения студентов в медицинском учреждении, в рамках которой решаются четыре задачи «Контроль знаний обучаемого студента», «Планирование обучения студента», «Формирование ...