Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между участниками общения.
В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, на которых ставятся различные диагностические задачи (описать игрушку, рассказать по картине, написать письмо заболевшему Петрушке) с целью выяснения того, как дети усвоили программу обучения связной речи. По их ошибкам и затруднениям можно судить о степени развития умений связной речи и об эффективности методики обучения. В данном случае результаты выполнения контрольных заданий помогут воспитателю внести коррективы в содержание и методику обучения.
Для более точной и глубокой характеристики уровня развития связной речи и выявления сдвигов, произошедших под влиянием обучения, можно воспользоваться методикой анализа и оценки детских текстов, разработанной в педагогических исследованиях. Так, высказывания описательного типа оцениваются по следующим критериям, предложенным Т.А.Ладыженской: общая структура текста (наличие частей); выделение микротем и их раскрытие (полное, частичное); последовательность микротем; виды внутритекстовой связи, самостоятельность и плавность речи. Аналогично оцениваются и повествовательные рассказы с учетом особенностей их структуры, логики развития сюжета. На основании этих критериев условно выделяют уровни развития связной речи и определяют характер индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения.
При необходимости используются некоторые математические методы обработки полученного материала (самые простые). Например, при изучении динамики развития внутритекстовых связей в детских рассказах можно определить коэффициент нарушений в оформлении высказываний по формуле K = (N1:N)*100, где N - общее количество фраз в рассказе, а N1 – количество фраз, не завершенных в грамматическом отношении, содержащих нарушения в согласовании слов. Аналогично можно подсчитать коэффициенты интонационного и семантического оформления фраз, словарного разнообразия текста. Сравнение коэффициентов в разные периоды обучения поможет более объективно оценить результаты работы с детьми.
Большое внимание в педагогической практике уделяется определению речевой готовности детей к обучению в школе. Наряду с лексическим, грамматическим, фонетическим развитием ребенка изучается и уровень развития связной речи (подчеркнем еще раз значимость связной речи для обучения в школе).
Для изучения уровня развития связной монологической речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового текста (методика «пересказа текста») и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картине или без наглядного материала.
В первом случае детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:
1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли;
2) структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;
грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен;наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок;полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз;небольшое количество подсказок. 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.
Новое о педагогике:
Исторические и психолого-педагогические основы темы "Методы и приемы
словарной работы на уроках русского языка в начальной школе"
В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями совреме ...
Социальная среда как условие воспитания ребенка
Социальная среда – совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирован ...