Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения населенного пункта (где проживает человек), от природных ресурсов, от климата этой территории, от истории заселения местности. Под влиянием этих факторов формируется у населения определенный образ жизни, уклад, быт, традиции, культура, разные формы общения и пр.
По определению Ю.В. Сычева, социальная среда – это сложный, многогранный, а нередко и противоречивый мир. Это все социальные условия и ситуация, вещи и особенности социального окружения, сфера общения, условия места и времени, вся материальная и духовная культура общества [10].
Б.Ф. Ломов определил социальную среду как систему исторически развивающихся общественных отношений – экономических, гражданских, политических, в которые он (человек) непосредственно включен и функцией которых является его индивидуальная деятельность.
Независимо от подхода к построению структуры социальной среды и конкретных элементов, все авторы выделяют ее общие признаки: среда – это сложное, многомерное, системное, иерархически устроенное образование. Системность среды подразумевает наличие сложных, нелинейных связей и взаимовлияний между различными ее компонентами. Многомерность среды означает, что в ней существует множество «измерений», сторон, различных элементов, и в зависимости от обстоятельств, задач, подхода, могут быть выделены различные основания для построения среды как системы и различные содержания.
Так, Е.А.Климов выделяет: социально-контактную (люди, их опыт и пример, взаимоотношения; учреждения, устройство группы и место человека в структуре своей группы), информационную (правила, уставы, традиции, средства наглядности, реклама, требования, приказы), соматическую (тело), предметную (материальные, санитарно-гигиенические условия) части среды.
Социальная среда понимается как многомерное, иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие компоненты: физический мир и природно-географические условия; систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; информационное наполнение; «пространство» или «набор» возможных и доступных деятельностей; условия непосредственной жизнедеятельности и временную организацию жизни.
Основные механизмы средового влияния заключаются в следующем:
Среда создает пространство возможностей для различных видов деятельности, для самопредъявления, для самореализации;
Среда создает набор образцов для подражания, дает возможность выбора того, который оказывается ближе всего растущему человеку;
Среда предъявляет и определенные санкции за соответствие или несоответствие её требованиям; их особенностью в средовом контексте является то, что они обычно бессубъектны, а требования среды содержат высокую степень неопределенности, что влияет на выработку внутренней регуляции деятельности растущего человека.
Важной характеристикой образовательной среды является её интенсивность – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности социально-образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.
Новое о педагогике:
Современная теория тестов
Педагогическое измерение латентных качеств в западной литературе ассоциируется с Latent Trait Theory; этим названием утверждается специфическая направленность и даже уникальность данной теории для измерения именно латентных качеств. Однако ...
Патриотическое воспитание школьников как педагогическая проблема
В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще ...