Роль сельской школы в воспитательном пространстве определяется рядом существенных факторов и условий. Это тип самой школы, её специфика как образовательного учреждения (начальная, полная, основная). Содержание и характер связи школы с социумом (ближайшим и отдаленным). Целевые образовательно-воспитательные установки, ориентиры школы, а также педагогические традиции школы, района, области. Кадровый педагогический потенциал. Географическое положение школы, отдаленность от городских, социально-культурных центров, средств сообщения. Ведущий тип производства и хозяйствования в селе, где расположена школа. Различия условий, возможностей реализации воспитательного потенциала ведут к многообразию вариантов её воздействия на воспитательное пространство сельского социума и его функционирование.
Важной характеристикой образовательной среды является её интенсивность - структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности социально-образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Значимым параметром социально-образовательной среды является и ее творимость, или авторство субъектов в создании этой самой среды. Это авторство проявляется в реальной возможности ребенка, педагога, любого жителя участвовать в создании всех компонентов социально-образовательной среды – образовательного, деятельностного, предметного, социального, временного, или хотя бы возможность свободного выбора из многообразия сред той, которая в данный момент является наиболее созвучной данному человеку.
Для сельского жителя образование имеет другую ценность, чем для городского: часто это – возможность вырваться из села, чтобы уже никогда не вернуться в него, возможность вхождения в иную – городскую – культуру. Общее направление миграции населения: село-малый город - крупный город – связано с получением образования. В малых городах сосредоточены средние специальные учебные заведения, в больших – вузы.
Специфические социальные условия функционирования сельской школы: слаборазвитая социальная инфраструктура, изолированность, отдаленность, потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально- педагогических функций.
Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества – процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них – инициирующая роль школы. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и села, произошло взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказалось на социализации детей.
Новое о педагогике:
Применение технологии на уроках математики
В настоящее время большое внимание уделяется так называемой технологизации образовательных систем, что связано с научно – техническим прогрессом, информатизацией и технологизацией общества, а также особенностями системы образования. Педаго ...
Неклассическое воспитание О.С. Газман
Олег Семенович Газман (1936-1996) известный ученый, педагог и общественный деятель-реформатор. Он является автором уникальной системы организации летнего отдыха детей, руководил детским лагерем ЦК ВЛКСМ «Орленок» в пору его необычайно высо ...