Для выявления проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет был проведен констатирующий эксперимент в ДОУ №17.
Цель эксперимента была выявить современные подходы к решению проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.
Задачи:
1) изучить методику работы воспитателя.
2) выявить знания, отношения, оценки воспитателей к проблеме формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.
Констатирующий эксперимент был проведен с октября по декабрь.
Констатирующий эксперимент включает в себя следующие методы:
Метод наблюдения, который решает первую задачу констатирующего эксперимента.
Цель наблюдения: была изучить методику работы воспитателя.
Задачи:
1) выявить формы работы по формированию представлений о человеке 5-6 лет.
2) выявить методы, приёмы и средства по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет.
Объектом нашего исследования был воспитатель.
Наблюдение проводилось во второй половине дня в группе детского сада, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и занятиях по ОБЖ один раз в неделю.
Наблюдение носило дискретный характер.
Наблюдатель выступал со скрытой позицией, в роли наблюдателя - свидетеля.
Нами было просмотрены занятия: направленные на формирование представлений о физиологическом строении человека, а именно рассматривалось строение глаза, его назначение и профилактика заболеваний глаза. С детьми проводилась беседа, какой глаз, из чего он состоит: из глазного яблока, зрачка и радужки.
Воспитатель объясняет назначение глаза, что глаза надо беречь, веки, ресницы и брови защищают глаза. Рассказывается: как беречь глаза, как нужно питаться, чтобы сохранить зрение. Воспитатель объясняет, что нельзя делать, чтобы не испортить зрение (лежа читать, смотреть на яркое, близко смотреть телевизор) так объясняется, что необходимо делать, чтобы сохранить зрение (делать гимнастику для глаз, оберегать глаза от ударов, читать при хорошем освещении)
После беседы задавались вопросы по рассказанному материалу. Что нового узнали дети (зрачок, глаз похож на шар, белок, радужка) значение зрения для человека, что оберегает глаз: брови, ресницы, веки.
Для более наглядного объяснения воспитателем использовалась наглядность.
Другое занятие было направлено на формирование представлений о том, что земля наш дом. Занятие проводилось фронтально.
Рассматривались вопросы: где мы живем, в какой стране, в каком городе, на какой улице, а так же какой у нас герб и флаг.
Воспитатель задавала вопросы, на которые отвечали дети.
В процессе наблюдения были выявлены основные методы, формы и средства, используемые при формировании представлений о человеке у детей 5-6 лет на занятиях.
Занятия |
Методы |
Формы |
Средства |
Направленное на формирование представлений о физиологическом строении человека |
Наглядный Словесный Вопросы |
Фронтальная |
Наблюдение Рассказ Беседа |
Занятия направленное на формирование представлений о том, что наш дом - Земля |
Наглядный Словесный Вопросы |
Фронтальная |
Наблюдение Беседа |
Пронаблюдав занятия можно сделать вывод, что используются в основном наглядный и словесный методы, воспитатель предоставляет детям наглядный материал, задает вопросы.
Воспитатель системно выстраивает занятие, сначала он объяснял новый материал, показывал наглядность, затем беседовал и задавал вопросы по тому материалу, который узнали дети и то, что они знали. Воспитатель логично и последовательно выстаивает занятия и использует методы. Но занятия не конкретно направлены на формирование представлений о человеке, а лишь косвенно.
Можно сделать вывод, что занятие по формированию представлений о человеке присутствуют, но не проводятся в недостаточном количестве.
Так же констатирующий эксперимент включал в себя метод опроса и анализ документации, а именно применялся метод анкетирования.
Цель анкетирования выявить знания, отношения, оценки воспитателя к проблеме формирование представлений о человеке детей 5-6 лет.
Новое о педагогике:
Нормативно-правовая основа организации платных дополнительных в дошкольном
учреждении
Для организации дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении необходимо ориентироваться на следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991г. «Ведомости Верховного Совета Рес ...
Познавательный интерес младших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес (от лат. «имеет значение, важно») – реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных ...