В зарубежной и отечественной лингвистике, психолингвистике уже давно сформировался устойчивый интерес к процессам словоизменения и словообразования. Современный научный мир рассматривает их как систему особых процессов, связанную с производством новых словесных единиц и являющуюся неотъемлемым компонентом языковой способности в целом.
Пристальный интерес к проблеме словообразования и словоизменения у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 -20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее ярко раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К таковым ученые относят в первую очередь особую внимательность, восприимчивость детей к речи окружающих и удивительную способность производить новые оригинальные наименования, отличные от образцов взрослой речи. К.И.Чуковский отмечал, что "критическое отношение к смыслу и форме слов наблюдается не только у особо одаренных детей, но чуть ли не у всех без изъятия".
Следствием этого становится появление в активной речи детей огромного количества производных слов, не имеющих аналогов в нормативном языке. Примером могут служить такие образования, как: "грязилка", "выдремался" и т.п. Большинство исследователей указывает не только на частоту, но и на совпадаемость таких "общедетских речений" у разных детей.
Психологи, ученые - лингвисты, педагоги, физиологи, заинтересовавшись подобными феноменами детской речи, пытались по-разному обозначить их и найти им объяснение. К.И. Чуковский называл их "Общедетские речения", "образования по внутренней привычке", А.Н.Гвоздев - "образования по аналогии", A.M. Шахнарович - "неологизмы", С.Н.Цейтлин- "детские речевые инновации".
Уже в конце 19 - начале 20 веков исследователи противопоставляли доминировавшей тогда имитативной концепции развития речи факты появления уже у 2-3-летних детей таких слов, которые не могли быть заимствованы у взрослых. Так, К.И. Чуковский характеризовал эти явления как проявление высокого лингвистического мастерства и одаренности ребенка. К. Бюлер, анализируя детские образования по аналогии, объяснял их тем, что ребенок в состоянии "открыть" для себя основной принцип всех флективных языков и перенести его на разнообразные случаи.
Долгое время словообразование и словоизменение рассматривалось не обособленно, а как часть грамматической системы языка в связи с этим словообразование на ряду со словоизменением признавались "однопорядковыми" явлениями (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) и считались важнейшими аспектами усвоения грамматики родного языка. Однако, если учесть, что при словообразовании от одного слова образуются другие, отличные от него слова, а при словоизменении тождество слова "лексемы" не нарушается, т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах, становится очевидным, что эти процессы не могут считаться "однопорядковыми".
Новое о педагогике:
Методические рекомендации по
написанию работы
Работа является важным элементом учебного процесса, предусмотренным учебным планом. Курсовая работа – результат самостоятельного труда студента по выбранной теме. Написание курсового проекта позволяет закрепить полученные знания, умение ра ...
Концепции работы социального педагога с неблагополучной семьей
Согласно А.В.Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей. Цель его работы - создание благоприятных условий для лич ...