отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (16 случаев);
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом опуская предлог Примеры: "над деревками" вместо "над деревьями";
устраняли наращивание, игнорируя j. Примеры: "над деревами", "над деревьями";
пропускали предлоги. Примеры: "дорогами";
заменяли требуемый предлог другим, словом или предлогом. Примеры: "по дорогами" вместо "над дорогами"; "под реками" вместо "над реками";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "над водами"вместо "над реками".
Полученные данные представлены в Таблице 15, 17.
При выполнении этого задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок. Отказов от ответа было значительно меньше (3 отказа). У 4 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 6 - среднем уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15,16.
В пятом задании, направленном на исследование употребления существительных в предложном падеже множественного числа, стало известно, что: у 1 ребёнка из экспериментальной группы данный процесс находится на среднем уровне и 1 - низком, 8 - на очень низком. Эти испытуемые набрали в среднем 0,3 балла, что соответствует очень низкому уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15,17.
Дети из экспериментальной группы допускали следующие ошибки:
заменяли форму множественного числа формой единственного числа, при этом заменяли предлог. Примеры: "на крышу" вместо "над крышах", "на проводе" вместо "на проводах";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (12 случаев);
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом иногда опуская предлог. Примеры: "кустиках" вместо "на кустах", "на дорожках" вместо "на дорогах";
устраняли наращивание, игнорируя j. Примеры: "на деревах", "на деревьях";
пропускали предлоги. Примеры: "проводе", "крыше", "дорогах";
заменяли требуемый предлог другим, словом или предлогом. Примеры: "под окном" вместо "на окнах", "над крышей" вместо "на крышах", "в кустах" вместо "на кустах", "за проводами" вместо "на проводах", "в дорогах" вместо "на дорогах";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "на стекле" вместо "на окнах";
не правильно ставили ударение. Например: "на кустиках", "на стёкле", с искажением основы слова.
При выполнении этого задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок. Отказов от ответа было значительно меньше (2 отказа). У 6 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 3 - среднем, 1- на низком уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15, 16.
Сравнительный количественный анализ ошибок при исследовании предложно - падежных конструкций существительных в у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием представлен нами в Таблицах 5, 6 и Диаграмме 3.
Таблица 5
Сравнительный количественный анализ ошибок при исследовании предложно-падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием
Виды ошибок |
Кол-во ошибок | |
ЭГ |
КГ | |
Пропуск предлогов |
100 % |
0,6 % |
Замена словоизменения словообразованием при помощи суффиксов |
3,6 % |
3,6 % |
Замена требуемого предлога другим, словом или предлогом. |
4,5 % |
2,1 % |
Форма множественного числа заменяется формой единственного числа |
10,3 % |
1,8 % |
заменяли форму единственного числа формой множественного числа. |
6 % |
3,3 % |
Правильное употребление предлога при неправильном выражении падежного окончания |
3 % |
4,2 % |
Нарушение дифференциации предлогов: | ||
Около (у) |
0,9 % |
0,9 % |
-на- |
2,4 % |
1,2 % |
-в- |
100 % |
0,6 % |
-под- |
1,2 % |
0,9 % |
-над- |
1,2 % |
0,6 % |
-к- |
0,3 % |
0,9 % |
Устраняли наращивание, игнорируя j |
9,4 % |
3,9 % |
Заменяли ударение |
2,1 % |
0,9 % |
Лексическая замена |
6 % |
3,3 % |
Отказ от ответа |
15,5 % |
5,2 % |
Средний показатель |
39 % |
18,3% |
Новое о педагогике:
Как проводить анализ почерка
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что-либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом ...
Методические особенности изучения Теоремы Безу в 7-9 классах
Отберем весь необходимый объем материала с точки зрения целей обучения математики. Начинаем отбор материала с точки зрения общеобразовательной значимости. Главной целью изучения многочленов исторически было решение целых алгебраических ура ...