-С какими святочными рассказами мы знакомились на уроках литературы? (Ф. Достоевский - "Мальчик у Христа на ёлке", А. Куприн - "Чудесный доктор"). Какое событие в сюжете рассказа является кульминационным? (несчастье: потеря денег, переживания детей)
-Учитель: в рассказе Улицкой кульминация быстро перерастает в развязку (как в и произведениях Чехова). Учащимся предлагается найти развязку: "Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана" и объяснить слово "чудо". Чудо: фантастика, диво, мистика, волшебство, неожиданное счастье. Чудо - это и свет фар грузовика, напоминающий свет Рождественской Звезды, это и "бело-голубое сияние капусты" как дара свыше.
-Учитель предлагает ещё раз прочитать первый абзац рассказа: не зная произведения, можно ли предположить, о каком "чуде" пойдёт речь? (сделать это было бы трудно, т.к. события разворачиваются в реальном мире, жёстком, суровом).
-Подводя итоги беседы, учитель обращает внимание на финал рассказа, и в качестве домашнего задания предлагается написать окончание текста, выделив образ старухи Ипатьевой и идею объединения людей в этом мире. (Необходимо отметить, что на письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным как для учащихся, так и для учителя, проверяющего творческую работу. И в этом смысле письменное сочинение - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению).
5. Подведение итогов урока и комментарии оценок за устные ответы.
Рассказ
Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни прозаическое произведение.
"Режим экономии": не может быть длинных описаний.
Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера).
В области психологизма: важно не столько отразить душевный процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.
В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо "открытого" финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).
Новое о педагогике:
Условия, при которых создавался опыт и результативность
Данный опыт формировался в работе учителем начальных классов ГУО «Гимназия №36 г. Минска» на протяжении последних 3 лет. В работе с любым детским коллективом есть свои трудности и проблемы. В моём классе психолого-диагностические исследова ...
Проблема творческого
развития человека
Немало впечатлений может дать и дает деятельность учителя. В физике, например, нередко говорят: “Красивое, изящное решение или доказательство”, понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония. Оно пр ...