В совей книге «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова разделяет народные игрушки на игрушки-самоделки, дидактические и сюжетные игрушки.
Игрушки-самоделки изготавливаются взрослыми или детьми, используя для этого разнообразный материал: тряпичные или соломенные куклы, летающие змеи, кораблики, лодки из коры, каталки и т.д. Как отмечает Флерина, «на игрушке-самоделке ребёнок учится работать с разными материалами и видами труда: шитьё для кукол, создание мальчиками орудий для охотничьего, рыболовного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «буравчиков», коробочек из бересты и т.д.» постепенно вводит детей в трудовую жизнь взрослых. Кроме этого, игрушки-самоделки дают возможность проявить своё творчество, умение, выразить своё видение того или иного предмета, возможность создания собственной уникальной вещи, а значит, дают возможность ребёнку быть творцом, автором. Такое самовыражение помогает детям обрести уверенность в себе, испытать себя, раскрыть свои возможности. Изготовление игрушек развивает такие качества, как трудолюбие, усердие, сила воли. На примере взрослого ребёнок включается в процесс изготовления игрушек, знакомится с профессией народных мастеров, испытывая это на себе через активную собственную деятельность. Е.А.Аркин в книге «Родителям о воспитании» пишет так: «Изготовление игрушек-самоделок при умелом руководстве очень увлекает детей. Оно удовлетворяет их любознательность, открывает «секрет» производства игрушек, знакомит их, так сказать, с технологией всего процесса. Дети бережно и аккуратно относятся к сделанным ими самими игрушкам. Учась уважать и ценить свой труд, они становятся более доступными для воспитания уважения к труду взрослых». И это тоже очень важно.
К дидактически игрушкам относятся разнообразные пирамидки, деревянные шарики, конусы, колёсики, игрушки-вкладыши, цилиндры и т.д. Они обычно очень яркие, побуждают ребёнка активно действовать с ними.
Эти игрушки помогают познавать окружающий мир, развивая сенсорные качества. Ребёнок учится различать цвета, знакомится с величиной, размерами, формой. Играя вместе с детьми, взрослые могут развивать речь ребёнка, обучая действиям с игрушками и цветовым различиям: «Дай большой зелёный шарик», «Положи на большой жёлтый кубик красный маленький цилиндр» и т.д. В самостоятельной игре ребёнок сам постигает многие истины, например, такие, что большие матрёшки не помещаются в маленькие. Ребёнок учится самоконтролю, выдержке, терпению. Во время игры с другими детьми можно устроить соревнования друг с другом («Кто быстрее соберёт пирамидку»), проявляя при этом различные качества (ловкость, быстроту, точность).
Сюжетная игрушка занимают особое место в жизни детей. Ей отводится наиболее значимая роль в социализации ребёнка.
Народная игрушка является культурным наследием подобно народным сказкам, песням, играм. У каждого народа есть свои игрушки, в которых сохраняются художественные, технические и педагогические традиции. Эти традиции связаны со своеобразием национальной культуры, с особенностями педагогики того или иного народа.
Русская народная игрушка несёт в себе традиции национального русского искусства. Это упрощённые формы, декоративная роспись, орнаменты, яркость и одновременно сдержанность цветов. А проблема реализма, как отмечает Флерина, разрешена в народной игрушке очень интересно. По её мнению, «…реализм в искусстве для детей – это ценное начало, которое обеспечивает простое и правдивое искусство. Взволнованность автора и то чувство, часто наивное, но вполне искреннее, которое вкладывает мастер в своё произведение, дают здоровый реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно праздничная нарядная дымковская игрушка, семёновская и Городецкая игрушка. Реальная основа сказки здесь налицо. Упрощённость неполнота изображения (городецкие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа». Действительно, сюжетные народные игрушки отличаются условностью, простотой, яркостью. Этим они привлекают внимание детей. Как отмечает Усова, «Условность изображения опирается на предельную обработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру».
Новое о педагогике:
Структура
российской системы образования
За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации ...
Использование зрительных опор на уроках французского языка
Работа с картинкой, представляющая собой как бы «свернутую информацию» является одним из самых действенных способов активного усвоения учащимися речевого материала. Это всегда ситуация, в связи с которой требуется выбор языковых средств, и ...