Ориентировка на плоскости – умение сложное. Дети постепенно овладевают им, начиная с младшего дошкольного возраста.
Следующая программная задача в содержании работы с детьми – формирование понимания пространственных отношений между предметами.
Для ориентации в пространстве необходимо развитие представлений ребенка о реальном пространстве. Практическая ориентировка в нем предполагает ознакомление детей с расположением предметов в пространстве по признаку взаимного их размещения.
Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями.
Работа по формированию представлений о пространственных отношениях должна проводиться во всех возрастных группах.
Трех-четырехлетние дети в знакомой обстановке успешно ориентируются в расположении предметов, знают местоположение вещей, игрушек и материалов, которыми пользуются; поддерживают установленный порядок расположения и хранения вещей. Но этого недостаточно. С детьми этого возраста надо проводить специальные дидактические игры, упражнения, игры-занятия (типа пряток), чтобы привлечь их внимание к пространственному расположению предметов, накопить элементарные, но систематизированные знания о пространственном расположении предметов в условиях специально организованной дидактической среды (с помощью игрушек) и в реальной обстановке.
В возрасте пяти-шести лет знания детей о пространственных отношениях между предметами обобщают и систематизируются, увеличивается объем конкретных представлений о различных вариантах пространственных отношений. Возрастают требования к речи детей. Понимание смыслового значения пространственных обозначений и самостоятельное их использование становится важной задачей в работе с детьми.
Работа над словарным запасом дошкольника по пространственному ориентированию – одна из важных задач, которая должна быть особо выделена при работе с детьми дошкольного возраста. Особое значение она приобретает при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Будущие первоклассники должны овладеть смысловым значением разнообразных пространственных терминов, употреблять их в своей речи.
Чем точнее взрослый определяет словом направление или местоположение предмета, тем успешнее ребенок ориентируется в пространстве.
Формой речевого (обобщенного и опосредованного) способа выражения наших знаний о пространстве необходимо вооружать детей уже в период дошкольного возраста. Осуществлять это надо в единстве с восприятием предметно-пространственного окружения, совершенствуя опыт детей в пространственной ориентации.
Пространственные представления – одна из сложных форм представлений, формирующихся у детей в процессе познавательного развития, достаточно отметить, что согласно исследованиям Р.А. Вороновой, М.Д. Гузеевой условные рефлексы на пространственные сигналы вырабатываются в несколько раз медленнее по сравнению с другими условными рефлексам.
Психолого-педагогические исследования А.А. Люблинской, О.И. Галкиной, Н.М. Яковлевой, Н.Ф. Титовой показали, что, во-первых, для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление массы конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего ребенка мира. Следовательно, чувственное познание пространства расширяется пропорционально жизненного опыта и обобщению знаний о предметах внешнего мира. Второй предпосылкой является специализация пространственных отношений между воспринимаемыми предметами как особых сигналов, на которые вырабатываются сложные условные рефлексы (т. е. у восприятия пространства условно-рефлекторная природа).
Новое о педагогике:
Воспитание как социализация
Воспитания и развитие личности диалектически взаимосвязанные, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, так как второе определяет цель, содержание и методику первого. Вместе с тем воспитания может идти впереди развития, ...
Психолого-педагогическое обоснование использования разных уровней
интеграции в организации урока географии
В теории и методике обучения географии в последние годы активно исследуются и проверяются на практике новые способы организации урока. Практически не ограничены возможности использования в этих целях интеграции разных уровней. Интеграция ( ...