Возможности изучения философской науки в условиях университета

Новое в образовании » Место философии в пакетике преподавания социальных и гуманитарных дисциплин » Возможности изучения философской науки в условиях университета

Страница 1

В последнее время в белорусском интеллектуальном пространстве идет обсуждение возможных стратегий и методологий изучения философской традиции, предполагающее как использование традиционного историко-философского инструментария, так и поиск иных, дополнительных, а порой и претендующих на альтернативность по отношению к нему методологических средств (здесь можно вспомнить об интересе к «истории идей», «интеллектуальной истории» и др.).

Одной из особенностей белорусской интеллектуальной традиции является определенная дисциплинарная размытость объекта изучения, когда то или иное философское содержание в силу определенных объективных обстоятельств выражалось в не всегда философской форме (в форме литературы, идеологии, публицистики и т.д.). Осмысление этой предметной области с использованием адекватного интеллектуального инструментария, несомненно, является важной задачей. С другой стороны, в советский и постсоветский период белорусская философия оказывается достаточно тесно связанной с образовательными практиками и образовательными институциями, что, естественно, наложило на нее определенный отпечаток. На наш взгляд, изучение философии в ее связи с университетскими (и, шире - образовательными практиками) практиками могло бы стать еще одним достаточно перспективным и интересным направлением исследования. Тем более, что примеры подобных исследований в западной философской традиции существуют и к их опыту (естественно, критически и с учетом специфики белорусских условий) вполне можно обращаться.

Изучение особенностей функционирования философии в университетской системе предполагает комплексный подход, в котором возможно использование методов истории идей, интеллектуальной истории, социальной истории интеллектуалов, университетоведения и т.д. Хотя исследования в области истории философии в ее связи с образовательной системой достаточно широко представлены во французский (П. Бурдье, К. Шарль, Л. Пэнто) и американской (Р. Коллинз, Ф. Рингер) исследовательских традициях, возможно, имело бы смысл обратиться, прежде всего, к немецкой исследовательской традиции (в которой философия тоже достаточно долго и прочно была связана с университетским образованием). В качестве одного из примеров можно упомянуть немецкого исследователя У. Шнайдера , который достаточно подробно изучает особенности преподавания философии в немецких университетах XIX в., социальное положение преподавателей, содержание учебных дисциплин и тематика исследовательских работ, способы легитимации изучения и занятия философией и т.д.

Следует отметить, что изучение университетской философии может предполагать определенную деперсонализацию исследовательского подхода, что будет проявляться в интересе к «объективным» и типичным, повторяющимся структурам философского знания, при определенном абстрагировании от личностей их конкретных носителей.

Попробуем кратко обозначить основные предметные области возможного исследования. Это, прежде всего, учебники, учебные пособия, учебные программы по философским дисциплинам, составляющие достаточно большую часть издаваемой философской литературы.

Достаточно важным является и изучение истории философских дисциплин. Здесь можно обратить внимание на, по меньшей мере, два аспекта: трансформация советского канона и рецепция существующих на Западе дисциплин философского цикла. Кроме того, интересно посмотреть за возникновением новых дисциплин и разными вариантами их понимания (наиболее яркий пример - появление культурологии вначале в качестве учебной, а далее - научноисследовательской дисциплины, при достаточно больших различиях в вариантах интерпретации как дисциплинарного статуса, так и содержания, методологии и т.д.). Отдельно следует рассмотреть соотношение философии с возникшими в постсоветский период дисциплинами (например, уже упоминавшаяся культурология или политология) с точки зрения их включения / исключения из собственно философского поля, как на уровне проблематики, так и институционально (проблема принадлежности к кафедрам или факультетам философии).

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя ...

Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий
Проведя констатирующий этап эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных вы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru