Для выявления утомления и устранения причин его развития необходимо проводить общий и спортивный анамнез спортсмена. При состояниях чрезмерного утомления, прежде всего, обращают внимание на наличие и характер болевых ощущений в области сердца, печени, мышц. Особенно важно установить локализацию болей, их иррадиацию, время появления, длительность и характер, а также наличие диспептических явлений (тошнота, рвота).
При расспросе спортсмена нужно уточнить, наблюдались ли прежде боли, диспепсия, отсутствие чувства бодрости, снижения работоспособности, нарушения сна, аппетита, неустойчивое настроение, когда эти признаки появлялись, сколько времени держались.
Из анамнеза следует выяснить: 1) начало утомления (когда, где и как оно началось, внезапно или постепенно, каковы были его первые проявления; 2) его дальнейшее течение (острое утомление, перенапряжение, прогрессирующее или с перерывами, перетренированность, переутомление); 3) применявшееся лечение (какие средства и как применялись), 4) причина утомления, по мнению спортсмена. Этот последний вопрос важен, так как дает возможность узнать действительную причину утомления, потому что спортсмен при этом сообщает нередко очень существенные сведения, облегчающие понимание развития этого состояния.
При анамнезе необходимо установить характер спортивной тренировки в последнее время: в каком направлении она проводилась (скоростная, силовая, на выносливость или комбинированная), какие применялись средства подготовки и как долго они использовались. Немаловажное значение имеют сведения о количестве тренировочных занятий в недельном цикле, их объеме, интенсивности, частоте выступления в соревнованиях, показанных спортивных результатах. Важно составить представление и о тренировке в прошлом (круглогодичная, сезонная, разносторонняя, узкоспециальная) и выступлениях в болезненном состоянии. Кроме этого необходимо обратить внимание на:
1) перенесенные заболевания; 2) условия труда и быта; 3) вредные привычки. Необходимо выяснить, какова реакция спортсмена на определенную инфекцию или вредность и общая его реактивность. Здесь же должны быть отмечены операции и разного рода соматические и нервно-психические травмы, если спортсмен им подвергался, так как они могут иметь близкое отношение к возникновению данного состояния утомления.
Из профессионально-производственных сведений нужно уделить внимание условиям труда (наличие или отсутствие профессиональных вредностей): 1) вредности, связанные с самим трудовым процессом (чрезмерное физическое или умственное напряжение, напряжение зрения и т. п.);
2) вредности, связанные с окружающей обстановкой (низкая или высокая температура, шум, пыль и пр.) и 3) вредности, связанные с материалами, применяемыми в данном производстве (свиней, мышьяк, фосфор и другие химические вещества).
Из бытовых условий надо учитывать жилищные условия (площадь помещения, отопление), питание (характер пищи — мясная, растительная, молочная и пр.), порядок приема пищи (регулярно, сколько раз в день, в определенные часы или беспорядочно и т. д.), отдых (в течение суток — сон, в течение недели — выходной день, в течение года — отпуск).
Установив жалобы и собрав анамнез, следует произвести еще раз систематический опрос спортсмена относительно важнейших общих явлений главнейших функций организма в его состоянии здоровья и в периоде нарастания утомления.
Дополнительный опрос на выявление признаков и причин утомления рекомендуется проводить по следующей примерной схеме:
Общее состояние спортсмена: слабость, недомогание, отсутствие чувства бодрости, вялость, исхудание, отеки.
Состояние сердечно-сосудистой системы: сердцебиение, боли и неприятные ощущения в области сердца, одышка.
Состояние дыхательной системы: дыхание носом, кашель, одышка.
Состояние пищеварительной системы: аппетит, отрыжка, изжога, тошнота и рвота, вздутие живота (метеоризм), характер стула.
Состояние выделительной системы: потоотделение, мочеотделение и характер мочи.
Состояние нервной системы: головная боль, головокружение, бессонница, зрение, слух, обоняние, вкус, общая нервозность, устойчивость настроения. Необходимо выявить основные нервные процессы, характеризующие функциональное состояние нервной системы, а косвенно — общее состояние организма, т.е. силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.
Новое о педагогике:
Реформирование во время и после перестройки
Перестроечное же реформирование изначально было нацелено на разрушение сложившейся системы образования. Причём это открыто провозглашалось в докладе тогдашнего министра Э.Д. Днепрова "Развитие образования в России" (1992 г.). Осн ...
Нормативно-правовая основа организации платных дополнительных в дошкольном
учреждении
Для организации дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении необходимо ориентироваться на следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991г. «Ведомости Верховного Совета Рес ...