Сущность методов воспитания и их классификация

Новое в образовании » Методы и формы воспитания » Сущность методов воспитания и их классификация

Страница 2

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

3) использующие поощрения и наказания.

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

- педагог способствует восприятию мира;

- педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;

- педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классифи- кации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведе- ния: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспиты- вающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опрос- ные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

План-конспект проведения консилиума в ДОУ
Тема: «Подготовка детей к школьному обучению» Многие родители и педагоги считают, что проблема подготовки к обучению в школе становится актуальной для детей только 5-6 лет. Однако данному вопросу необходимо уделять внимание значительно ран ...

Средства, используемые при реализацииздоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: 1) средства двигательной направленности; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы; 4) факторы становления ц ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru