Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
В отечественной науке социально - педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология.
Т. Анохина под социально - педагогической поддержкой понимает систему средств, обеспечивающих помощь учащимся в самостоятельном индивидуальном выборе (моральном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении), в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности .
А. Мудрик рассматривает социально - педагогическую поддержку как помощь в социальном воспитании в процессе социализации.
И. Фрумин определяет социально - педагогическую поддержку как педагогические действия, которые ставят своей целью помощь школьникам в самореализации, в решении различных жизненных и образовательных проблем. В процессе поддерживающего образования педагог и учащийся оказываются равноправными субъектами, сотворцами образовательного и воспитательного процессов, взаимоотношения между ними приобретают действительно субъект-субъектный характер.
Под сущностью социально - педагогической поддержки И. Зязюн, Н. Михайлов, Р. Сережников, Л. Фридман, С. Юсфин и другие понимают превентивную, оперативную помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем, в том числе связанных с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
По мнению И. Беха, Н. Михайлова и С. Юсфина, при определении функции социально - педагогической поддержки как помощи, оказанной учащемуся в развитии себя как субъекта собственной жизнедеятельности, она невозможна без самоопределения и самореализации в системе субъект-субъектного взаимоотношений.
Т. Анохина, М. Шимановский определили основные принципы обеспечения социально - педагогической поддержки: опора на имеющиеся силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности, ориентация на способность учащегося постоянно преодолевать препятствия, общность, сотрудничество и т.п.
Целями системы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением являются:
- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равных условий для духовного, интеллектуального и физического развития; удовлетворение творческих и образовательных потребностей детей;
- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.
Система социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением выполняет следующие функции:
Восстановительная, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребёнка до появления признаков девиантного поведения.
Компенсирующая, заключающаяся в формировании у ребёнка стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов. Если ребёнок плохо учится, то может преуспевать в спорте, труде и т.д.
Стимулирующая функция направлена на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ребёнка, она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности ребёнка, его поступкам.
Развивающая функция направлена на изменение мотивации детей с девиантным поведением, развитие творческой личности, способной к самореализации.
Защитная функция способствует созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания «трудному» ребёнку.
Корректирующая функция направлена на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.
Интегрирующая функция обеспечивает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в оказании помощи ребёнку с девиантным поведением.
Таким образом, социально - педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология. Развитие психологии, углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм создают основу для разработки моделей социально – педагогической поддержки личности учащегося.
Новое о педагогике:
Социально-биологические факторы, обуславливающие
развитие физических качеств школьников
Развитие физических качеств - это непрерывный, охватывающий всю жизнь и изменяющийся от поколения к поколения процесс, вызванный тесным взаимодействием двух начал - биологического и социального. С одной стороны, индивидуальное развитие физ ...
Обряды жизненного цикла калмыков
Калмыки придавали большое значение обряду создания семьи. Предстоящее бракосочетание обсуждалось в кругу близких родственников, которые не только присутствовали при бракосочетании, но и участвовали в расходах для "всего, что требует о ...