- раскрыть основные закономерности развития математики;
- познакомить с жизнеописанием и научной деятельностью ученых-математиков;
- определить содержание, объем исторических сведений, используемых в школьном курсе математике;
- обучить студентов основным принципам отбора материала из истории математики, который можно использовать в школе на уроках и во внеклассной работе;
- сформировать технологию использования элементов истории математики в процессе обучения.
Для примера покажем общий план подготовки к урокам, на которых есть возможность использовать исторический материал для активации познавательной деятельности школьников:
- определить место исторического материала при изучении темы;
- установить, с какими элементами данной темы или группы тем допустимо связать использование исторического материала;
- определить место исторического материала в уроке, возможность использования его на протяжении всего урока или фрагментарно;
- отобрать из известных средств реализации те, которые могут быть использованы наиболее результативно на данном уроке;
- наметить внеклассные занятия, на которых могут быть более полно обсуждены данные вопросы.
Представим также формы включения историко-математического материала. К ним относятся:
На уроках:
- исторические отступления на уроке (беседа 2-10 минут);
- сообщение исторических сведений, органически связанных с программным материалом;
- специальные уроки по истории математике.
На внеурочных занятиях:
- математические кружки;
- историко-математические вечера;
- стенная газета;
- внеклассное чтение;
- домашнее сочинение;
- составление альбомов и альманахов;
- работа по сбору «народной математике»;
- сообщение учителя или учащихся на классном собрании;
- беседы, лекции, доклады учителя или приглашенных научных работников;
- просмотр специальных научно-исторических кинофильмов и диапозитивов.
Выделим основные принципы, на которых строятся познавательные задания историко-математического характера. Ими являются:
- охват основных тем школьного курса математики;
- актуальность темы для истории края страны;
- раскрытие общих закономерностей в историческом развитии науки, особенностей в развитии отечественной математики;
- разнообразие познавательных заданий по форме и содержанию, по степени трудности их выполнения;
- учет интересов учащихся.
Использование познавательных заданий приводит к положительным результатам тогда, когда имеет место:
- систематическая постановка заданий;
- постепенное и последовательное их положение;
- осознание учащимися роли и значения заданий для развития их познавательных способностей;
- максимальное приближение заданий к потребностям и основным тенденциям интеллектуального развития учащихся.
Рассмотрим требования к разработке системы познавательных заданий исторического характера. К ним относятся:
- глубокая научность материала заданий;
- органическая связь с программой по математике;
- направленность заданий на приобретение новых знаний, на повторение и закрепление их, на развитие умений и навыков, на использование различных источников и методов исследования;
- задания по возможности должны носить проблемный характер, ориентировать на самостоятельный поиск, исследование и вызывать повышенный интерес.
И вообще этап знакомства учеников со старинными задачами следует начинать со сведений о жизни и деятельности русского математика и педагога Леонтия Филипповича Магницкого. Сообщение биографических данных об этом самородке – математике служит средством пробуждения интереса учащихся к математике.
Вот некоторые факты его биографии.
Родился Л.Ф. Магницкий 9 июня 1669 года в Осташковской слободе Тверской губернии в семье крестьянина. Один из священников того времени писал, что мальчик с малых лет прославился в своей слободе тем, что сам научился писать и читать, «разбирать мудреное и трудное». Настойчивым и упорным трудом он приобрел глубокие познания в точных науках.
Знатные богомольцы перевезли мальчика в Москву.
Новое о педагогике:
Особенности построения программ по предмету «Физическая
культура» для студентов машиностроительного профиля
Практика показывает, что ППФП студентов технических ВУЗов успешно осуществляется только тогда, когда эта подготовка хорошо спланирована и постоянно контролируется. Программа ППФП для всех студентов ВУЗа и факультета осуществляется в рамках ...
Особенности развития пространственных представлений у детей
дошкольного возраста с ОНР
Л.С. Выготский предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Согласно его представлениям, каждая из высших психических функций связана с работой не одного мозгового центра и не вс ...