Система коррекционно – логопедической работы

Страница 1

Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учета личностных особенностей детей.

Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:

поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;

системного подхода к анализу речевого дефекта;

регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной обобщающей функции речи.

Вопросы методики логопедической работы с детьми-дизартриками разработаны А.Г. Ипполитовой, О.В. Правдиной, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, Г.В. Чиркиной, И.И. Панченко, Л.В. Семенова, Н.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и др. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведения пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией:

обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи;

развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа;

нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи;

коррекция проявления ОНР. Преодоление ОНР у детей с дизартрией осуществляется в процессе обучения и воспитания в специальном детском саду.

Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между логопедом и ребенком, интересной формой организации занятий и разнообразного сочетания специальных приемов работы, позволяющих избежать утомления.

Логопедическое воздействие при коррекции произношения осуществляется поэтапно. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача.

Традиционно в логопедии выделяют три основных этапа:

Подготовительный;

Этап выработки новых произносительных умений и навыков;

Этап выработки коммуникативных умений и навыков.

Подготовительный этап.

Основные задачи данного этапа:

Общепедагогическая: установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям (развитие произвольного внимания, памяти, мышления);

Коррекционная: развитие фонематического слуха, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики.

На данном этапе особенно важно формирование устойчивых артикуляционных умений и навыков: овладение основными артикуляционными движениями достаточной силы, плавным, точным и четким их выполнением, способностью к удержанию положения и плавной переключаемостью движений. Необходимые артикуляционные движения у ребенка логопед отрабатывает на индивидуальных занятиях (не более 1-2 движений за одно занятие). Затем отработанные упражнения включаются в систематическую артикуляционную гимнастику, проводимую логопедом, воспитателями, родителями (по времени не более 3-5 минут). Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики желательно сочетать с дыхательно-голосовыми упражнениями, а также с упражнениями на развитие тонкой моторики и фонематического восприятия.

На подготовительном этапе важно также отрабатывать четкое произношение опорного (для каждой фонематической группы) звука, сходного с нарушенным по месту или способу образования. Для свистящих звуков это звуки и, ф. Для шипящих – это звуки т, с. Для звука "л" - т, ы; для "р" - д, ж.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры.

При гипертонусе, спастичности мускулатуры проводится расслабляющий массаж поверхности, поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мускулатуры рук. Затем осуществляется расслабляющий массаж лицевой и губной мускулатуры, расслабление мышц языка.

При выраженной вялости мускулатуры артикуляционного аппарата используется укрепляющий массаж, тонизирующий оральную мускулатуру: поглаживание, растирание, глубокое разминание, вибрация. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии лица к ушам. При гипотонусе последовательность воздействия на массируемые области следующая: мышцы лица, губ, языка и при необходимости – слизистых оболочек рта и мышц верхнего ключевого пояса.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Художественно-эстетическая деятельность школьников по освоению современного социума
Вклад педагогики искусства в развитие личностного потенциала: истоки. Этапы развития, концептуальные основы. Обзор научных статей и психолого-педагогических трудов Л.Горюновой, Л.Выготского, А.Мелик-Пашаева, Д.Кабалевского, Б.Неменского, З ...

Использование учителем методов воспитания в педагогической работе
Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических, и физических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru