Системе ценностей современного образования

Новое в образовании » Аксиология современного образования » Системе ценностей современного образования

Страница 2

Среди перечисленных групп можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности - это «ценности-цели», включающие творческий характер труда педагога, его престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Они служат основанием развития личности и педагога, и ребенка, выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в них отражен основной смысл деятельности педагога. Цели педагогической деятельности определяются конкретными мотивами, адекватными потребностям, реализующимся в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии стремлений, составляющих инвариантные характеристики личности педагога: потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и др. В сознании педагога понятия «личность ребенка» и «Я – профессионал» оказываются взаимосвязанными.

«Ценности-средства» включают в себя три взаимосвязанные подсистемы: собственно-педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно развивающих задач; коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи; действия, отражающие субъектную сущность педагога, интегративные по своей природе, объединяющие все три подсистемы в единую аксиологическую функцию.

«Ценности-средства» подразделяются на ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Ценности-отношения обеспечивают целесообразное построение педагогического процесса и взаимодействие его субъектов. Восприятие профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Правомерно говорить о диалектике «Я – реального», «Я – ретроспективного», «Я - идеального», «Я – рефлексивного». Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют «ценности-качества», т.к. именно в них проявляются характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества, производные от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных, эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

«Ценности-отношения» и «ценности-качества» могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема – «ценностей-знаний»

«Ценности-знания» - определенным образом упорядоченная и организованная совокупность знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, альтернативной организации образовательного процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживая наиболее значимую, и решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Названные группы педагогических ценностей образуют аксиологическую модель, имеющую интегративный характер, проявляющийся в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, т.е. они функционируют как единое целое. Данная модель обусловливает избирательный подход как к традициям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым человечеством ценностям. Аксиологическая культура педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Анализ развития творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке
Во многом и в различной мере зависит от нравственного облика преподавателя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и ребятам, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинст ...

Система упражнений при аудировании
К системе упражнений для обучения аудированию входят две подсистемы: 1) упражнения для формирования речевых навыков аудирования, 2) упражнения для развития умений аудирования. К первой подсистеме относят три группы упражнений: упражнения д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru