Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.
Хотелось бы заметить, что работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.
Считаю важным проведение своевременного мониторинга (отслеживания) успехом воспитанников, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективность работы самого педагога, а педагог исходя из полученных результатов делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
Если исходить из позиции, что приобщение детей к истокам русской народной культуры - это составная часть всей работы музыкального руководителя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты музыкального развития детей.
Правда, существует при этом определенного рода формальность, т.к результат - это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший показатель музыкального развития способностей детей - это участие ребёнка (детей) в мероприятиях, в данном случае, в фольклорных праздниках, театрализованных действиях и т.д.
Итак, детское музыкальное творчество определено рядом показателей, каждый показатель имеет уровневую дифференциацию:
Восприятие музыки
Пение
Музыка и движение
Элементарное музицирование
Песенное творчество
Танцевальное творчество
Музыкально-игровое творчество
Импровизационное музицирование
В своей работе по музыкальному воспитанию детей я достигла определенных положительных результатов, что подтверждают результаты диагностики (начало учебного года - середина учебного года - конец учебного года).
В диагностическом исследовании приняли участие 15 детей старшей логопедической группы: диагностика проводилась в сентябре 2004-05 уч. года и январе 2004-05 уч. года.
Сравнительные результаты двух диагностик
Так, из диаграмм видно, что увеличилось в %-ном соотношении количество детей, имеющих высокий уровень музыкального творчества. Например, значительное увеличение по показателю (соответственно) "восприятие музыки" 0% -38% (5 чел) в январе, "элементарное музицирование" 14% (2 чел) - 71% (10 чел), "музыкально-игровое творчество" 14% (2 чел) - 50% (7чел). Снизился %-ный показатель количества детей, имеющих низкий уровень как в целом, так и по отдельным показателям значительно. Например, "песенное творчество" 43% (6 чел) - 7% (1чел), "импровизационное музицирование" 29% (4чел) - 0%.
Таким образом, сравнительные результаты двух диагностик позволили выявить положительную динамику в плане развития детского музыкального творчества у детей данной возрастной группы - старшей логопедической.
Для достижения полученных результатов проводится определенная работа, предполагающая (со стороны музыкального руководителем) не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.
В работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры использую материалы "Программы эстетического воспитания" /авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина/, учебно-методические рекомендации Программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" /авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва/, музыкально-литературные разработки журнала "Музыкальная палитра" и др.
Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Например, при обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, учу преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора. В систему такого вокального воспитания включаю развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжённого, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу - от простого к сложному. Основой нового репертуара, предназначенного для обучения ребят, являются произведения детского музыкального фольклора, которые они хорошо знакомы детям.
Новое о педагогике:
Методика воспитания физических качеств на уроках
спортивных игр
Подчиняясь общим организационно-методическим требованиям, методика воспитания отдельных физических качеств имеет свои специфические особенности. Они обусловливаются, с одной стороны, биологическими (морфофункциональными) компонентами того ...
История развития проблемного обучения
Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Уш ...