Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Новое в образовании » Методические приемы формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов » Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Страница 2

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов и не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип связи с жизненным опытом школьника. Разумно организованная практика детей, подчиненная учебно-воспитательным задачам школы, пробуждает у учащихся потребность в знаниях, делает более осмысленным и увлекательным учение, способствует сознательному и прочному овладению знаниями, придает большую убедительность научным выводам и обобщениям, приучает сознательно применять их на практике и придает им действенный характер.

Принцип эстетической значимости предполагает развитие эстетической культуры у школьников, вырабатывает осознанное отношение к искусству и понимание его социокультурной значимости.

Принцип сознательности и актуализации личностной креативности учащихся. В процессе сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение к изучению и применению знаний, логическое мышление учащихся и их мировоззрение. Можно говорить о личностном креативном восприятии изучаемого.

Теперь соотнесем и опишем наиболее эффективные методические приемы формирования читательской компетенции с рассмотренными выше принципами.

Приемы

Экскурсия

Принципы

Принцип наглядности, принцип сознательности и актуализации личностной креативности

Литературная гостиная

Принцип эстетической значимости, культуросообразности

Репрезентация художественного вербального содержания средствами других искусств (живопись, музыка, театр, кино)

Принцип наглядности, эстетической значимости

Проверка гипотезы

Принцип сознательности и актуализации личностной креативности

«Перекодировка» классических произведений современными реалиями и языком

Принцип сознательности и актуализации личностной креативности, принцип связи с жизненным опытом школьника

Литературная, ролевая игра

Принцип связи с жизненным опытом школьника, принцип наглядности

Рассмотрим примеры реализации перечисленных методических приемов.

Урок-экскурсия.

Такой урок можно провести, например, по драмам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». Действие драм разворачивается на реке Волге. Поэтому, чтобы наилучшим образом проникнуться произведением и наглядно представить картину происходившего, можно провести урок-беседу на берегу Волги (например, в открытом кафе, заранее договорившись с администратором). Здесь можно увидеть пароход, домыслить всех главных персонажей «Бесприданницы» и представить во всей полноте действие пьесы.

Жителям Санкт-Петербурга таким же образом можно построить урок по произведениям Достоевского «Белые ночи» или «Преступление и наказание»: пройти дорогой персонажей, побывать на тех местах, где были герои. Например, Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского была разработана экскурсия «6 литературных остановок: «Преступление и наказание»» с указанием домов героев, мостов и даже питейных заведений, описанных в романе. А на чердаке дома, в котором жил Раскольников, под руководством учителя санкт-петербургской школы ученики создали неформальный музей, куда приходит не только большое количество школьников, но и туристов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Основные принципы и методы перевоспитания осужденных
Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета следующих принципов: 1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Цель определяется как начальная пе ...

Программа социально-педагогической деятельности по профилактике склонности воровства у детей младшего школьного возраста
На сегодняшний день в г. Нижний Тагил сложилась такая ситуация, которая требует практических мер создания целостной системы (программы) профилактики склонности к воровству у младших школьников, защиты их прав, подготовки к этой деятельност ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru