Стадии работы при аудировании текста, их подготовка и организация

Новое в образовании » Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе » Стадии работы при аудировании текста, их подготовка и организация

Страница 1

Аудирование как процесс смыслового восприятия характеризуется тремя уровнями: повелительным, формирующим и реализующим. Содержанием повелительного уровня выступает возникновение обстоятельственной и пусковой аферентации на основе контекстной или ситуативной, а также формирование готовности к общению, заинтересованности в том, чтобы понять и осмыслить звуковое сообщение. Формирующий уровень включает фазы смыслового прогнозирования, вербальной идентификации, восстановление смысловых связей между словами и смысловыми группами. Реализующий уровень формирует вербальное действие – ответ или другой вид реакции.

Разработка упражнений в аудировании текстов должна осуществляться с учетом структуры смыслового восприятия речевого сообщения. Само собой разумеется, что понимание аудиотекстов возможно только при сформированных навыках аудирования речевых сообщений низших, чем текст, уровней, которые достигаются при выполнении подготовительных упражнений. Упражнения в аудировании текстов должны быть по своей сути речевой деятельностью, цель которой – получение необходимой информацией, понимание идей сообщения и формирование своего собственного отношения к услышанному.

Организовывая обучение аудированию текстов в классе, учитель должен предусматривать три стадии работы: 1) до слушанья, 2) во время слушанья, 3) после слушанья текста.

1) Согласно принципу коммуникативности, восприятие сообщения на слух должно быть ситуативным. Учитель должен создать условия для того, что бы приблизить учебное слушанье к природной коммуникации. Этому может способствовать введение в контекст сообщения до его слушанья. С точки зрения психологов установка, которая предшествует слушанью, то есть своеобразный «вход» в содержание (вступительное слово, вопросы, которые не углубляются в смысл сообщения), помогает осознанию обстоятельств, которые сложились, дает возможность мозгу прогнозировать перечень мыслей, смысловых связей.

Прогнозирование – это основной фактор при восприятии устной речи. «Воспринимая устные сообщения, мы не просто получаем лингвистическую информацию, но и выбираем из нее то, что уже отобрали в имоверных сообщениях, которые ожидаются нами»,утверждает В.Риверс.

Важную роль играет инструкция, которая содержит конкретное задание для ориентирования учащихся на целенаправленное и осознанное восприятие. Психологи утверждают, что правильная и точная установка может повысить эффективность восприятия на 25%. Желательно, что бы установка соответствовала мотивам деятельности учащихся. Задания к слушанью должны быть направлены на смысловой анализ текста, прогнозирование его содержания.

2) При презентации аудиотекста необходимо учитывать некоторые рекомендации методистов.

Количество прослушаний. Учащиеся должны понимать глобальное содержание текста и его основные детали с первого предъявления. Опыт подсказывает, что такого результата можно достичь при условии тщательно организованной дотекстовой работы, что снимает с учеников аудитивные трудности. Не исключено, однако, что учитель может прибегать к повторному прослушиванию текста, исходя из конкретной ситуации учебного процесса.

Темп предъявления. Оптимальным является темп, который совпадает с темпом речевого аудитора или приближается к нему. В начале можно замедлять темп предъявления за счет увеличения пауз между синтагмами или фразами, сохраняя при этом нормальный абсолютный темп речи (темп без учета пауз). Не рекомендуется слишком уменьшать темп, потому что это приводит к искажению интонации, снижение реакции аудитора, ослаблению его внимания. В процессе обучения необходимо стремиться к предъявлению текста в нормальной для английской речи темпе.

Источник презентации. Аудиотекст может предъявляться голосом учителя или звукозаписью. К стати. Преподнося текст собственным голосом. Учитель может замедлить или ускорить темп, подчеркнуть голосом важность тех или иных фактов для понимания сообщения, если возникает в этом необходимость. Следует стремиться постепенно приучать учеников воспринимать текст со звукозаписи с разными акустическими характеристиками: записанные разными дикторами, мужским. Женским и детским голосом, с препятствиями и т.д.

Зрительная опора. Понимание сообщения значительно облегчается если его прослушивание сопровождается зрительной наглядностью. Поэтому сначала рекомендуется использовать различные иллюстрации к тексту. В последствии следует практиковать аудирование без вспомогательных средств. Упражнения в аудировании могут также предусматривать вербальные опоры (подсказки), которые учитель может записать на доске или раздать учащимся на карточках.

3) После прослушивания текста учитель должен проверить понимание. Оно характеризуется такими критериями как правильность, полнота и глубина. Непонимание может выражаться в установлении неправильных связей и отношений, неполного набора связей и отношений, которые выражены или не выражены в тексте.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Особенности контроля и самоконтроля у детей с ЗПР
Э.М. Рутман, изучая отногенез саморегуляции, придает большое значение развитию регуляторных способностей ребенка. Подчеркивается, что усвоение новых знаний существенно зависит от темпов и уровней саморегуляции в начале школьного обучения. ...

Использование учителем методов воспитания в педагогической работе
Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических, и физических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru