Академический подход, уверенно возобладал на уровне органов управления. Об этом однозначно свидетельствует содержание «официальных» (одобренных министерством образования) учебников и учебных программ.
Например, по мнению И.В. Липсица, тяготеющего к «академическому» направлению, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать учащимся базу для изучения экономики в вузах. В этом, безусловно, большой плюс академического подхода - системность, постепенное углубление в предмет - от основ, начал экономики – к достаточно сложному теоретическому материалу. В чем же проблематика данного подхода - в первую очередь, в объеме предлагаемого к изучению материала - он очень велик для школы. В результате, школьники, поступающие потом в вузы (даже экономического профиля), сталкиваются с проблемой «а это мы уже проходили», теряется интерес к получению знаний, первокурсник уже уверен, что ничего нового он не узнает. Здесь, конечно, и перед преподавателями, и перед учениками встанет вопрос о необходимости получения таких знаний всеми учащимися (и в первую очередь теми, кто вовсе не ориентирован на дальнейшее получение экономического образования). Также, материал подобных учебников крайне мало соотносится с реальной жизнью. В результате учащийся воспринимает экономику как очередную абстрактную теорию, которая еще дальше от реальной жизни, чем бизнес-вариант экономического образования.
Социально-экономическая направленность школы синтезирует базовые инвариативные характеристики социально-гуманитарного, информационно-технологического, физико-математического профилей и предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-техника». К таким качествам и характеристикам относятся: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, креативность, способность к самоанализу, информационная культура, коммуникабельность, эстетический вкус.
Образование в рамках социально-экономической направленности обучения готовит учащихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности. Образовательный процесс в школе социально-экономической направленности должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только познание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации.
В курсе экономических дисциплин краеведение является важной составляющей, ориентированной непосредственно на познание специфики экономического развития края, в котором проживают дети. Экономическое направление в краеведении рассматривает вопросы и современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть:
- современное население края;
- состояние народного хозяйства края в целом и отдельных его отраслей;
- населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края;
- отдельные предприятия и учреждения, составляющие народное хозяйство края (фабрики и заводы, рудники, совхозы и колхозы, порты, железнодорожные станции, научные учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, здравницы и т. д.).
Фактические данные о населении и народном хозяйстве края составляют значительную часть информации в печати, радио и телевизионных передачах.
На современном этапе краеведческий компонент при обучении экономическим дисциплинам во многом опирается на приоритеты в ориентированности детей к самостоятельному изучению и исследованию. Фактически любая из экономических дисциплин имеет составляющие, которые могут быть ориентированы на регион.
Определяющим фактором при ориентации педагога на регион могут стать и интересы самих детей, а также сходные темы по другим дисциплинам, особенно географии. Комбинированные уроки, которые предполагают изучение темы на стыке двух дисциплин, становятся в современной школе все более популярными так, как позволяют более широко охватить тему с разных сторон и сформировать у учеников больший объем знаний. Экономика, по большей части являясь факультативной составляющей обучения, весьма успешно вписывается в данный процесс.
Новое о педагогике:
Диагностика существующего уровня владения монологическим высказыванием
Эксперимент проходил на базе гимназии №1 города Тулы в 11 б классе в течение 2 месяцев. Целью эксперимента являлась разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование навыков монологического высказывания у старших школьнико ...
Как проводить анализ почерка
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что-либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом ...