Конкретное проявление процессов развития экономической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих составляющих экономических процессов и, в том числе и о тех, которые недоступны непосредственному наблюдению учащихся. Местный краеведческий материал, таким образом, служит тем уже известным образцом (эталоном), к которому учитель прибегает для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании всех курсов экономики, а работа учащихся по изучению своего края — средством непосредственного познания многих экономических явлений. Опираясь на конкретные знания о своем крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания общих закономерностей экономической науки.
Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью, например роль засухи для местного сельского хозяйства, роль предприятий и их развития для экономики региона, особенности местного рынка труда и пр. Преподавание экономики, таким образом, строится не на «словесных схемах», а на наблюдениях подлинной действительности и в соответствии с жизненными потребностями. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию экономики повседневно и непрерывно, а не только во внеклассной работе, в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся. На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки. К сожалению, в настоящее время многие учителя учебное краеведение связывают только с организацией факультативов или внеклассной работы.
При правильной организации школьного экономического краеведения должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий с внеклассной краеведческой работой.
Многогранность окружающей жизни позволяет найти различные объекты краеведческого экономического изучения края: естественные богатства, состав и деятельность населения, хозяйство, рынок труда и пр.
Таким образом, принципы краеведения в обучении в курсах экономики являются важной составляющей, которая позволяет более подробно вникать в экономические процессы на примере изучения экономических особенностей родного края.
Таким образом, было выявлено, что функция региональных компонентов стандартов состоит не в простом дополнении содержания федерального компонента школьных курсов, а в решении задач мотивации и организации работы школьников с близким, доступным, эмоционально окрашенным историческим материалом, что должно способствовать развитию познавательной сферы, ценностных ориентиров и социализации личности школьников в целом.
Анализируя программы учебных курсов цикла с точки зрения наполнения региональным содержанием, мы пришли к выводу, что это возможно за счет включения в каждый курс региональной составляющей, что подразумевает:
– акцентирование внимания школьников на значимости вклада ученых – соотечественников в развитие мировой науки и цивилизации;
– иллюстрирование программного материала региональными примерами с включением данных о развитии экономики области, решением задач краеведческого характера, составленных на основе природоведческого, материала, а также направленных на оценку текущего состояния дел в регионе;
– нахождение в изучаемых фактах, законах и т. д. аналогов с жизнью человека, в частности, самого школьника.
В курсе экономических дисциплин краеведение является важной составляющей, ориентированной непосредственно на познание специфики экономического развития края, в котором проживают дети. Экономическое направление в краеведении рассматривает вопросы и современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть:
- современное население края;
- состояние народного хозяйства края в целом и отдельных его отраслей;
- населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края;
- отдельные предприятия и учреждения, составляющие народное хозяйство края (фабрики и заводы, рудники, совхозы и колхозы, порты, железнодорожные станции, научные учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, здравницы и т. д.).
Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса экономики и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края.
Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение учебного краеведения.
Таким образом, учебное краеведение в курсе экономики родного края преследует две задачи. Одна задача — всестороннее изучение своей местности, другая — использование краеведческого материала в преподавании.
Новое о педагогике:
Особенности контроля и самоконтроля у детей с ЗПР
Э.М. Рутман, изучая отногенез саморегуляции, придает большое значение развитию регуляторных способностей ребенка. Подчеркивается, что усвоение новых знаний существенно зависит от темпов и уровней саморегуляции в начале школьного обучения. ...
Этапы разработки педагогических тестов
Принцип системности предполагает последовательную организацию всей работы по созданию тестов. При этом может оказаться полезной уточнённая концепция автора поэтапного становления тестового педагогического процесса. В прежних вариантах было ...