Исходя из того, что градация каждого показателя предполагает один из трех уровней развития творчества: высокий, средний, низкий – нами были выявлены группы школьников, соответственно этим уровням.
В I группу (низкий уровень) выделены школьники, у которых недостаточный уровень самостоятельности, инициативности, ответственности, редкое проявление потребности к творческой, исследовательской, поисковой деятельности, слабая способность к ориентации в проблемной ситуации, неспособность самостоятельного выделения главного, существенного в изученном материале, рассеянное внимание.
Во II группу (средний уровень) выделены учащиеся, у которых достаточно высокий уровень самостоятельности, активности, ответственности, способности ориентироваться в проблемной ситуации. Но сами они не могут видеть и формулировать проблемы, хотя способны осуществить познавательный выход за пределы заданной ситуации. У этих детей достаточно гибкое мышление, достаточно устойчивое внимание, живое воображение, эпизодическое стремление к новой информации и творчеству.
В III группу (высокий уровень) выделены учащиеся, которые обладают большой самостоятельностью, независимостью, инициативностью, ответственностью. Их отличает активная жизненная позиция, высокая степень мыслительной деятельности, умение видеть новые проблемы в традиционной ситуации, самостоятельно делать перенос знаний в новые ситуации. Этих учащихся характеризует стремление к творчеству, к новой информации, к самовыражению.
Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Наличие анкет, тестов, наблюдений, бесед, опросов, анализа изложений и сочинений в педагогическом исследовании творческого потенциала следует рассматривать как методы, позволяющие собрать большой материал для установления самых общих, предварительных данных по выявлению уровня развития творческого потенциала учащихся.
Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
Все это – методы первоначальной разведки в изучении тех групп учащихся, среди которых проводится исследование. Данные, полученные при помощи этих методов, постоянно сопоставлялись, сверялись друг с другом.
Одна из причин неэффективности применения на уроке современных технологий видится в том, что у нас сразу же складывается своя особая трактовка новой технологии. Из нее исключаются наиболее сложные и непривычные элементы и берутся на вооружение понятные.
Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии. Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Но ведь намного проще организовать деятельность учащихся только на одном уровне - репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: организационный момент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание.
Новое о педагогике:
Методика применения ролевой игры и роль преподавателя в развитии игровой
деятельности учащихся профессионального училища
Роль преподавателя – руководителя игры в профессиональном училище очень велика. Он разрабатывает сценарий игры, разрабатывает все различные ситуации и их решения, взаимоувязывает их между собой и конкретными примерами, организовывает игру ...
Социально-педагогические технологии работы с детьми
группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных
учреждениях
В России ежегодно выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы р ...