В разных видах человеческой деятельности издавна применяется наблюдение, как особый способ познания, основанный на относительно длительном, целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Блестящие образцы организации наблюдений за природной средой были даны еще в первом веке нашей эры. Тридцать семь томов "Естественной истории" Гая Секунда Плиния (старшего) содержат сведения по астрономии, физике, географии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, истории. Они стали наиболее полной энциклопедией вплоть до эпохи средневековья. Много позднее, в XX веке, в науке возник термин мониторинг для обозначения повторных целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени.
Это понятие не имеет точного, однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности. "Мониторинг" - это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией. В данной публикации мониторинг рассматривается как система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Существующие системы мониторинга можно условно группировать по нескольким основаниям.
Первая группа предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д.
Вторая группа - мониторинг развития знаний учащихся, разработанный СИТО - голландским Национальным институтом по оценке достижений в области образования. Данная система построена с использованием модели "цель-результат" и учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений; ими пользуются педагоги и администраторы.
Третья группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход-выход" (см.: Вилмс, "Мониторинг эффективности работы начальных школ"). В качестве входа рассматриваются характеристики ученика, например, такие, как социально-экономический статус семьи и способности. Для получения интегрального результата разработчики вводят понятие эффект влияния школы, имея в виду различия между средним уровнем деятельности образовательного учреждения и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава учащихся в данном учебном заведении.
Четвёртая группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания и т.д.
Новое о педагогике:
Психолого-лингвистические особенности аудирования
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная ...
Понятие и проблема детского воровства как делинквентного поведения
Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью .подразделять поведение на норма ...