Формы индивидуализации обучения

Страница 2

В России широко использовалась возможность обучения в индивидуальном темпе в связи с внедрением программированного обучения в конце 50-х – начале 60-х годов 20 века. Тогда надеялись, что с помощью программированного обучения можно будет избавиться от такой формы обучения, которая приспособлена к темпу лишь среднего ученика. Возможность учиться в индивидуальном темпе открывается в полной мере только тогда, когда вся учебная работа проводится в виде программированного обучения. Некоторые учащиеся, в таком случае могут окончить школьный курс на год или два раньше, чем это предусмотрено школьной программой, другие же – позже. Такой вид обучения был испытан в разных местах и на разном уровне, однако в качестве целостной системы он себя не оправдал. Выяснились типичные недостатки индивидуальной формы обучения: снижение воспитательной роли учителя, отсутствие взаимного умственного обогащения учащихся, недостаточное развитие устной речи, дефицит социального общения.

В общем можно сказать, что в том случае, когда работа базируется на общей работе группы (класса), индивидуальный темп обучения можно обеспечить лишь в течение небольшого промежутка времени. В противном случае возникают трудности для возврата к групповой работе.

Прохождение школьного курса в замедленном темпе используется для детей, которые по разным причинам отстают в своем развитии и которые не в состоянии выдержать общий темп учебы. Для этих детей созданы классы выравнивания.

Также замедленный темп обучения используется в вспомогательных школах, где в дополнение к необходимости приспосабливаться к дефектам детей учебная работа проводится в замедленном темпе, сопровождаясь при этом упрощением учебных программ.

Таким образом, при замедленном темпе учитывается более слабая подготовленность и более низкий уровень развития ребенка.

Ускоренный темп обучения пока что мало используется в школе. Виды ускоренного темпа обучения, используемые в школьной практике, следующие: 1) раннее поступление в школу; 2) перескакивание через класс; 3) формирование школ и классов с ускоренном обучением; 4) ускоренный темп по отдельным предметам; 5) предварительное изучение какого-либо учебного курса вуза (схема 3).

При раннем поступлении в школу детей принимают туда не на основании их возраста, а на основании их школьной зрелости. Школьная зрелость трактуется как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную и физическую зрелость. Раннее поступление в школу уже длительное время привлекает к себе внимание. Из исследований в этой области сделаны следующие заключения:

1) раннее поступление в школу оправдывает себя в том случае, когда умственное развитие ребенка значительно выше среднего, а остальные компоненты – по меньшей мере, нормальные. В таком случае успеваемость ребенка с высокой степенью вероятности и в более старших классах будет выше, нежели у тех, которые поступили в школу в нормальные сроки, или, по крайней мере, такой же, как и у последних.

2) Перескакивание через класс – организационно наиболее удобный вид ускорения темпа для школы, однако не для школьника. Желающим здесь дается возможность самостоятельно усвоить учебные курсы старшего класса и тем самым пропустить этот класс. Школа помогает ему консультациями. Если по каким-либо причинам такой темп работы для учащегося не под силу, он в любое время может прервать такое обучение. Этот вид ускорения темпа считается все-таки нежелательным, так как он требует от учащегося слишком большой самостоятельности, способствует при этом поверхностному и неполному усвоению предметов. Такое перескакивание можно рекомендовать только особо одаренным учащимся в случае, если другие возможности ускоренного темпа учебной работы отсутствуют;

3) школы и классы с ускоренным обучением создались на уровне как начальной, так и средней школы. Они предназначены для более сильных по умственным способностям учащихся. Такой способ обучения не требует от учащихся большой самостоятельности, но зато необходима гораздо большая выносливость, чтобы выдержать убыстренный темп. Исследования показали, что выпускники таких школ учатся в колледжах также успешно, как и их сокурсники нормального возраста;

4) с целью ускоренного прохождения отдельных предметов или групп предметов для особо способных учащихся создаются специальные группы, которые обучаются отдельно в ускоренном темпе. Остальные предметы эти учащиеся изучают вместе со сверстниками в обычном темпе. Освободившееся время используется ими для изучения какого-либо дополнительного курса;

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Этап непосредственной реализации процесса исправления
Реализация процесса исправления и перевоспитания начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникнове ...

Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей
Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально- экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих огра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru