Известно, что примерно 70—80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами говоря, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества в целом как средства передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросам развития речи детей неизменно во всех известных системах дошкольного и школьного образования уделялось большое внимание. Так, М. В. Ломоносов писал: «Блаженство рода человеческого коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может. Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг Другу».
В гимназиях и лицеях первой половины XIX в. изучалась риторика, которая затем была заменена теорией словесности. Если риторика нередко вызывала справедливые нарекания) в связи с тем, что в ней содержалось много схоластических указаний о свертывании, развертывании и о построении различного рода «фигур» по определенным схемам (т. е. фрагментов текстов и текстов) на весьма отвлеченные и далекие от опыта детей темы, то в теории словесности на первое место выдвинулось изучение изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, гипербол и т. д.), что, безусловно, не решало задачи развития связной речи.
В первые годы советской власти и в 20-е гг., в период становления новой школы, когда выдвигалась задача — подготовить культурных, образованных и активных строителей социалистического общества, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были стержневыми, главными для составителей программ и учебников по русскому языку. В программах появляются разделы типа «Работа по развитию речи…», выходят специальные учебники по развитию речи. В последующие 30—50-е гг. этот раздел сокращается и переносится в программу по литературе. Только в программах 60-х гг. появляется вновь раздел «Связная речь» — общий для уроков русского языка и литературы, где указываются виды работ (изложения и сочинения), которые следует проводить в V—X классах. В 70-е гг. этот раздел программы существенно видоизменяется: впервые указываются коммуникативные умения (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т. д.), которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.
В настоящее время по программе русского языка для 5-12 классов, 2005 года раздел «Связная речь» предусматривает обучение различным видам речевой деятельности. Разработка вопросов развития связной речи опирается на достижения лингвистической науки в области синтаксиса текста, культуры речи, стилистики, современной риторики, а также на достижения психологии речи (общения), психолингвистики (в частности, на теорию речевой деятельности), социолингвистики, теории коммуникации и т. д. — и главное — на собственные данные об уровне развития связной речи школьников, о динамике формирования некоторых коммуникативных умений при определенной методике обучения, о сравнительной эффективности некоторых приемов работы и средств обучения. Данные смежных наук, в частности лингвистики и психологии, позволяют обосновать, уточнить содержание и методы работы по развитию связной речи и имеют большое значение для интерпретации процесса формирования коммуникативных умений у школьников.
Школа не готовит профессионалов-журналистов, писателей, ораторов и т. д., но каждый выпускник должен уметь воспринимать и передавать информацию, защищать свои убеждения и убеждать других, выступить с предложениями, советами и критикой на собрании, написать в газету и т.д. Следовательно, при определении задач работы по развитию связной речи необходимо учитывать требования жизни, «социальный заказ».
Целью курсовой работы является исследование обучения видам речевой деятельности учащихся на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить необходимую научную литературу по данной теме;
определить виды речевой деятельности;
описать приёмы работы и сделать необходимые обобщения и выводы.
Объектом исследования явилось обучение видам речевой деятельности.
Структура и объём курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх разделов, выводов и списка использованной литературы.
Новое о педагогике:
Опыт работы педагога ДОУ №17 по формированию представлений
о человеке
Для выявления проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет был проведен констатирующий эксперимент в ДОУ №17. Цель эксперимента была выявить современные подходы к решению проблемы формирования представлений о человеке у д ...
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Розой Евгеньвной ...