Содержание обучения чтению

Страница 1

При постановке коммуникативной задачи нужно конкретизировать, уточнить и сформулировать ее с уче­том функции чтения, которая реализуется в данном случае, и поэтому учитель должен осознавать, где и когда может быть использована извлеченная из текста информация. Если учитель ставит задачу побу­дить учащихся к поиску необходимых сведений, к пополнению зна­ний (познавательная функция), то она может быть конкретизирована в следующих типах заданий:

прочитать текст и определить, сколько условий выбора орфо­граммы указано в правиле (какими признаками обладает данное понятие, какие дополнительные сведения об изучаемом явлении даются в примечании…);

прочитать текст и ответить на вопросы и т. д.;

— прочитать и вспомнить, что о прочитанном было известно ра­нее, осознать, что нового вы узнали о том-то и т.п.

Выполняя подобные задания, ученики должны действовать по-разному: либо как можно более полно понять текст, либо уяснить основное содержание читаемого, не заостряя внимания на второсте­пенных деталях (признаках) описанных явлений, на том, что не имеет прямого отношения к достижению цели чтения.

Если на уроке ставится задача приобщить учащихся к социально­му опыту, побудить их к определенным действиям (регулятивная функция), то она реализуется в заданиях типа:

Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить пра­вило ?

Какие действия нужно осуществить в первую очередь, чтобы не ошибиться при постановке запятой в . . .?

— Что общего и что различного в применении правил .?Выполнение подобных заданий в большинстве случаев потребует

от учащихся вдумчивого, глубокого чтения текста и его полного понимания.

И наконец, если учитель, организуя чтение, ставит задачу воз­действовать на чувства учащихся (ценностно-ориентационная функ­ция), то задания формулируются следующим образом:

— прочитать и выразить свое отношение к прочитанному;

•— прочитать и определить, что и почему вызывает смех (печаль, радость и т. п.);

— прочитать и определить, какие средства языка делают речь динамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразитель­ной) и т. п.

Задания подобного типа также потребуют от учащихся глубокого проникновения в содержание текста, внимания к средствам языка, полного понимания прочитанного.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуника­тивные задачи, то реализуются разные виды чтения. Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомитель­ное, просмотровое. В основе этой классификации лежит ха­рактер предполагаемого использования извлеченной из текста инфор­мации.

Если требуется максимально полное и точное понимание содер­жащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о . ), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее

представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Таким образом, при чтении текста учащийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приемы одного из названных видов чтения.

Следовательно, надо учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приемам осмыс­ления того или иного текста, решению определенных мыслительных задач в процессе его восприятия.

2.3 Обучение разным видам чтения.

Изучающее чтение обеспе­чивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Одним из основных приемов, способствующих достиже­нию этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста школьниками, либо до прочтения (предварительные вопросы). Наибо­лее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут: 1) целесообразно изменить план текста при его пересказе; 2) сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом; 3) установить причинные связи между явле­ниями; 4) совершенствовать свои умения рассуждать и делать само­стоятельные выводы. Целенаправленный и правильно сформулиро­ванный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Опыт дифференцированного изучения русских былин в 6 классе средней школы
Система занятий охватывает изучение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и былины «Вольга и Микула Селянинович». На изучение этих фольклорных произведений отводится 4 часа. Тематика уроков следующая: 1 урок. Былина как один из видов у ...

Принципы и типы систематизации и обобщения
Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной. Раскроем эти принципы систематизации подробнее. а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой формы. Постановка цели о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru