Во второй половине XX века человечество переживает третью технологическую революцию. Появление новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве привело к тому, что в 1950–90-х гг. мировое общественное производство выросло примерно в 7 раз. Объективной реальностью середины ХХ века стал переход развитых цивилизаций к технологической культуре.
Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоёмких технологий, резко увеличился объем информации, используемый человеком. Информационная революция последних десятилетий, превратившая мир в единое информационное пространство, является одним из глубочайших переворотов за всю историю человечества. На смену индустриальному обществу конвейерного производства приходит постиндустриальное общество.
Современный человек живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап общественного прогресса с его экстенсивной технократической идеологией, сейчас наступает новый – технологический этап, который устанавливает приоритет способа производства над его результатами. Еще в 70-е годы широко использовался термин «научно-техническая революция», в котором особо выделялась роль техники в ущерб технологии. Однако с появлением универсальной техники способы производства стали различаться своими технологиями, которые начали доминировать.
Страны, которые своевременно заметили приоритет научно-технологического способа производства и в настоящее время составляют мировое технологическое ядро (Англия, США, Франция, Германия, Япония, Южная Корея и др.), обеспечивают более высокое качество жизни своих сограждан за счет инвестиционного и инновационного развития. Государства, которые стоят на позициях развития только научно-технического прогресса, постепенно отстают в темпах развития. Это явление не обошло и Россию. Отсталые технологии во многих сферах производства явились причиной неконкурентности нашей продукции на мировом рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Развитые государства технологического блока (США, Япония, Англия, Германия, Франция) обеспечивают своим согражданам высокий жизненный уровень, успешно решают социально-экономические проблемы. Они находятся на инвестиционном и даже инновационном уровне производства, получая научно-технологическую и др. ренты. (России присущ ресурсный и частично инвестиционно-технологический уровень производства).
Жить и успешно функционировать в информационно насыщенном и технологизированном мире и не знать его становится не только невозможно, но опасно и даже преступно, поэтому актуальным стал вопрос о технологическом образовании подрастающих поколений.
Всему миру известны достижения Российской образовательной системы: ее фундаментальный характер, всеобщность, доступность. Но именно несомненные успехи нашей системы образования, обеспечившие в 60–70-е годы освоение космоса, создание новейших образцов материалов и военной техники, породили недостатки, сдерживающие развитие нынешних школьников, а вместе с ними и отставание России в мировом сообществе. Засилье вербальных методов обучения, фундаментализация образования привели систему образования в основном к опредмечиванию знаний и крайне недостаточно осуществляется их распредмечивание, т.е. применение, трансляция знаний в практику.
Всеобщность и доступность образования способствовали его обесцениванию, формированию потребительской образовательной идеологии. Содержание образования, формы и методы обеспечивали подготовку рабочего, инженера, экономиста и др. для работы в условиях массового индустриального производства, в котором ведущими качествами личности являлись исполнительность, дисциплинированность, умение выполнять определенный комплекс работ или операций. В условиях перехода к многоукладной экономике большинство рабочих и специалистов, их продукция стали неконкурентоспособными на рынке труда. Значительно повинна в этом и сложившаяся система образования, не сумевшая переадаптироваться к новым условиям, спрогнозировать образование для будущего.
Поэтому в школах России с 1994 года постепенно вводится образовательная область «Технология» вместо трудового обучения. Основной смысл этих изменений заключается в признании приоритета личности, ее прав и свобод в профессиональном выборе, в приверженности к концессиям и различным формам и видам творческой духовной деятельности. И это не случайно, так как одним из направлений нынешнего образования является личностно ориентированный подход в обучении учащейся молодежи.
Целью технологического образования, также является развитие каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения; сознательного, открытого к изменениям, критически мыслящего, творческого члена общества. Посредством проектной деятельности умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы с целью наиболее полного удовлетворения потребностей людей. Ведущими видами деятельности учащихся на уроках технологии являются упражнения, дизайн – анализ изделий и услуг. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения учащихся.
Таким образом можно сделать вывод, что технологическое образование в целом и метод творческих проектов, в частности, являются средствами личностно ориентированного образования.
Разумеется, в наши дни состояние экономики в целом, материально-техническая база образовательных учреждений, общий уровень духовной культуры и особенно нравственный потенциал в различных социальных слоях и популяциях общества сдерживают эти демократические прогрессивные процессы личностно ориентированного развития.
В современной педагогике большой вклад в разработку вопросов личностно ориентированного развивающего обучения внесла Якиманская Ираида Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО. В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение она придает такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова почти не учитывался. А именно, игнорировался – субъектный опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурном окружении, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Концепция личностно-ориентированного обучения опирается на фундаментальные психолого-педагогическое исследования. Это исследования В.В. Краевского, посвященное природе педагогического знания; В.С. Ильина, И.Я. Пернева, М.И. Скаткина о целостности образовательного процесса; Е.В. Бодаревской, Н.В. Бочкиной, З.В. Васильевой, Т.И. Мальковской, А.П. Тряпицыной о личностно развивающих функциях обучения; В.Н. Загвязинского, А.И. Колесниковой, В.А. Сластенина о специфической природе педагогической деятельности.
Научно-педагогическую основу проектного обучения как средства личностно ориентированного образования составляют труды П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, А.А. Вербицкого, А.Дистервега, Дж. Дьюи, П.Ф. Каптерева, Г. Кершенштейнера, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.Д. Симоненко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.
Проблемы творческой деятельности также исследовали: В.И. Загвязинский, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Оконь, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин, и др.; самостоятельной работы учащихся - А.В. Даринский, Б.П. Есипов, О.А. Нильсон, Р.Б. Срод и др.; познавательной самостоятельности учащихся - Д.В. Вилькеев, М.А. Данилов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов; познавательной потребности - Л.И. Божович, В.С. Ильин, Ю.В. Шаров. Эти проблемы обсуждаются в трудах таких известных психологов как Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Т.В. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Б.М. Теплова и др.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных различным аспектам формирования творческой личности школьников и вопросам личностно ориентированного образования, вопрос обучения учащихся на основе личностно ориентированного подхода до сих пор остается интересной и актуальной.
Таким образом, исследование процесса обучения учащихся технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода является весьма актуальным. Это и обусловило выбор темы нашего исследования - «Совершенствование процесса обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно-ориентированного подхода».
Целью квалификационной работы является разработка, обоснование, экспериментальная проверка организации оптимального процесса обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода.
Объект исследования – процесс и результат обучения учащихся в образовательной области "Технология".
Предмет исследования - содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода.
Рабочая гипотеза: процесс обучения учащихся технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода будет более эффективен, если:
- раскрыты дидактические основы личностно ориентированного образования;
будут раскрыты особенности методики обучения учащихся технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода;
на основании анализа содержания обучения будет спроектирован оптимальный процесс подготовки учащихся на занятиях по технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода.
Задачи квалификационной работы:
1. Раскрыть педагогические аспекты личностно ориентированного образования.
2. Проанализировать содержание технологических умений и навыков по технологии обработки древесины в программах образовательной области «Технология».
3. Выявить особенности методики обучения учащихся V-VII классов на занятиях по обработке древесины на основе личностно ориентированного подхода.
4. Произвести отбор и построение содержания форм и методов обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного процесса обучения.
5. Экспериментально проверить результативность методики обучения учащихся V-VII классов на основе личностно ориентированного подхода на занятиях по обработке древесины.
Методологической и теоретической основой исследования являются: диалектико-материалистический, историко-аналитический, теоретический и системно-деятельностный подход к формированию и развитию гармоничной личности, философские учения о связи теории с практикой, роли трудового обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта; фундаментальные исследования ведущих отечественных ученых - дидактов, педагогические теории и концепции известных педагогов в области трудовой, политехнической подготовки, технологического образования учащихся, научные разработки зарубежных психологов, методистов, физиологов, экономистов и других специалистов в области подготовки учащихся к трудовой, производительной деятельности. При разработке теоретических основ нашей квалификационной работы мы исходили из того, что образовательная область «Технология» рассчитана на формирование у учащихся знаний, умений и навыков по созданию конкретных изделий, обладающих социальными свойствами.
Квалификационная работа проводилась при помощи следующих методов исследования: изучение научных трудов и документов по теме исследования; теоретический анализ и синтез процесса формирования технологических умений и навыков у учащихся; анализ содержания трудового обучения в сельских школах; организации и руководства производительным трудом учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), в процессе которого использовалось наблюдение, беседа, анкетирование и статистическая обработка материала.
Эмпирическая база экспериментальной работы. Экспериментальная работа по теме: «Совершенствование процесса обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно-ориентированного подхода» проводилась в средней школе № 20 поселка Забойского Славянского района в процессе прохождения педагогических практик 2002 года. В эксперименте участвовали: директор школы № 20 Шевцова А.Ю., заместитель директора по учебной работе Тархова И.А., заместитель директора по воспитательной работе Лях Е.И., преподаватель технологии Кравченко В.А., профессорско-преподавательский состав СФ АГПИ: д.п.н., профессор Щеколдин А.Г., д.п.н., профессор Заречная Л.П., методист и научный консультант квалификационной работы к.п.н., старший преподаватель Заречный А.В., и 9 учеников школы. Всего в эксперименте участвовало 17 человек.
Практическая значимость исследования состоит в экспериментальной проверке и разработке дидактических основ и методики обучения учащихся технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода.
На защиту выносятся:
- теоретическое обоснование общих положений обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода;
- результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы работы, анализируется состояние проблемы в теории и практике, определяются объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования, практическая значимость исследования и положения, выносимые на защиту.
В первой главе “Теоретические основы обучения учащихся V-VII классов в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода” раскрыты вопросы, составляющие эмпирико-теоретические предпосылки исследования.
Во второй главе “0пытно-эксперементальная работа совершенствования процесса обучения учащихся V-VII классов в образовательной области «Технология» характеризуются методика и результаты констатирующего и формирующего эксперимента (раздельно по каждому виду).
В заключение квалификационной работы подводятся общие результаты исследование, делаются выводы.
Новое о педагогике:
Экспериментальное исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с
минимальными дизартрическими расстройствами
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития ...
Этапы формирования контроля и самоконтроля у детей с ЗПР
Контроль (самоконтроль) - это свернутое, автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач (П.Я. Гальперин). Говоря о формировании контроля у детей, А.А. Люблинская ...