По мнению И.А.Фурманова отклонения в поведении рассматриваются как один из способов адаптации подростка. Мотивационная, волевая и другие сферы личности делинквентного подростка имеют специфические черты. Для понимания психологической стороны делинквентности необходимо осветить каждую из них.
Мотивационная сфера.
Дифференция мотивации, разработанная А.Маслоу, разделяет мотивы «дефицита» и мотивы «роста». Мотивы «дефицита» возникают, когда человек испытывает неудовлетворённость, недостаток в определённых условиях существования и функционирования. Наиболее характерными мотивами дефицитарного типа являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением, комфортом и безопасностью. А наиболее типичные мотивы «роста» связаны с творческими процессами, с потребностью самореализации и самоактуализации.
Дети с отклоняющимся поведением характеризуются преобладанием дефицитарных мотивов над мотивами роста. Это свидетельствует о неудовлетворённости её в безопасности и в социальных связях. Такие дети постоянно пребывают в состоянии тревожности, зависимости от взрослых. Другой их особенностью является дефицит отношений привязанности с другими, чувство одиночества, отверженности, отсутствие дружеских связей.
В результате неудовлетворения мотивов роста, которые сами по себе не являются доминирующими, могут возникать такие состояния, как апатия, отчуждение, цинизм, ненависть, скептицизм, безответственность и утрата смысла жизни.
Эмоциональная сфера.
Эмоции принято разделять на стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (окрашенные негативными тонами).
Подавляющее большинство детей с нарушениями поведения отличают серьёзные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, психического, депрессивного характера, а также в виде парадоксального сочетания стенических (тревожности, раздражительности) и астенических (тревожных, фобических) реакций.
В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы можно выделить целый ряд категорий детей.
Дети с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, а также общая астеническая направленность эмоциональной сферы. В связи с этим выделяют две категории подростков:
- дети с эмоциональной нестабильностью, отличающиеся эмоциональными переживаниями астенического типа (почти хроническое чувство тревоги, беспокойства). Не способны контролировать свои эмоции.
- дети с низкой фрустрационной устойчивостью, отличающиеся активными, деятельными эмоциональными переживаниями, но неустойчивыми, неуправляемыми реакциями в трудных ситуациях. Способны эффективно контролировать свои эмоции, однако излишне импульсивны.
Дети с психотическими тенденциями.
Отличительной особенностью этих детей является психическая неадекватность личности. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и чрезмерное самомнение. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира
Ситуативно возникающие эмоции из-за низкого контроля над ними смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие, связанное с психическим напряжением, может породить у них несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужным сдерживать или скрывать от окружающих.
Они находятся в постоянном внутреннем конфликте с собой, напряжены вне зависимости от напряженности реальной ситуации, что может прорываться без внешнего повода в неожиданные аффективные реакции озлобления, ярости, страха.
Дети с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких детей является тоскливое настроение, угнетённое состояние, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям, более слабая адаптация к ситуационным событиям и психотравмирующим переживаниям. Отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, убегают из дома.
Все обозначенные группы подростков имеют ярко выраженные нарушения в нравственной сфере, склонны к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию социальных правил, требований и норм. Пренебрежительно относятся к моральным ценностям.
Волевая сфера.
Неблагоприятное эмоциональное состояние у некоторых категорий детей с нарушениями поведения связано с проблемами в сфере волевой регуляции. К нарушениям в волевой сфере при предрасположенности к физической агрессии относится импульсивность и несдержанность в проявлении эмоций, трудности в процессе целеполагания. Плохое самообладание, нерациональность действий и поступков. При склонности к вербальной и косвенной агрессии – эмоциональная нестабильность, неустойчивость поведения, а также импульсивность, низкий самоконтроль влечений.
Новое о педагогике:
Сайты, развивающие знание английского языка
Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упраж ...
Из истории задач с одинаковыми цифрами
Первое упоминание о подобных задачах можно найти в отечественной книге «Занимательные и увеселительные задачи, изданные Иваном Буттером». Символично, что общее количество заданий сборника представляет собой число, состоящее из одинаковых ц ...