Вклад педагогики искусства в развитие личностного потенциала: истоки. Этапы развития, концептуальные основы. Обзор научных статей и психолого-педагогических трудов Л.Горюновой, Л.Выготского, А.Мелик-Пашаева, Д.Кабалевского, Б.Неменского, З.Новлянской. Н.Кудиной, Л.Предтеченской, В.Медушевского, Б.Юсова.
Художественно-эстетическое развитие школьников как социально-педагогическая проблема.
Понятие «эстетическое воспитание» обычно рассматривается как формирование способности полноценного восприятия и понимания красоты в искусстве и действительности, выработка эстетических вкусов, идеалов, развитие творческих задатков и способностей (Блонский П.П., Шацкий С.Т., Буров А.И., Лихачев Б.Т., Лукин Ю.А.). «Истинный вкус, - писал А.С.Пушкин - состоит в чувстве соразмерности и сообразности». В современном словаре по педагогике подчеркивается, что эстетическое воспитание находится в неразрывной связи с всесторонним развитием культурной жизни общества. Оно направлено, прежде всего, на воспитание в человеке гуманистических качеств, интереса и любви к жизни в ее многообразных проявлениях.
Целью эстетического воспитания, по мнению А.В.Бакушинского, является «освобождение творческих потенций человека», «культура творческой личности». О.В.Дивненко, Ш.М.Герман, В.К.Скатерщиков, А.Ю.Гончарук рассматривают эстетическое воспитание как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности (природе и общественной жизни) и искусству. В.А.Разумный, Ю.Я.Егоров, Т.И.Костина считают эстетическое воспитание частью духовной сферы общества, определяющей цели и задачи развития творческих способностей, интеллектуальных и эмоциональных свойств человека и общества в целом. К основным задачам эстетического воспитания традиционно относят развитие у каждого человека способности восприятия эстетических явлений в искусстве и жизни; умения различать душевные состояния при восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического; формирование художественного и эстетического вкуса, умения проникать в сущность произведений искусств и явлений действительности; сосредоточить внимание на законах красоты, приложимых к материально- производственной, общественной и познавательной деятельности; стремление к творчеству по законам красоты. Философы выделяют формирование эстетическо-ценностной ориентации личности и развитие эстетическо-творческих возможностей как основных функций эстетического воспитания.
Изучение и анализ психолого-педагогической, научной и философской литературы выявили интерес исследователей к проблемам художественно-эстетического воспитания, которое все чаще рассматривается как способ гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека.
Исходя из деятельностного подхода к организации эстетического воспитания, мы избегаем отождествления художественного с эстетическим. Ограничение задач эстетического воспитания формированием у личности только таких качеств и свойств, которые проявляются в художественно-созерцательной и творческой деятельности, оставляет без внимания воспитательные возможности, содержащиеся в эстетических аспектах труда, учебы, спорта, нравственных отношениях, общественной жизни, сфере быта, научно-познавательной деятельности.
Новое о педагогике:
Анализ эффективности формирующей работы в процессе уроков литературы
Анализ эффективности проведенной работы показывает, что самым приоритетным при выборе ценностей-целей у учащихся являются: - Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) – 30% о ...
Социально-педагогические технологии работы с детьми
группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных
учреждениях
В России ежегодно выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы р ...