Внутреннюю мотивацию образует отношение осваивающего язык к процессу изучения. Ее признаками являются:
- активный интерес ко второму языку и положительное отношение к ситуации, что второй язык надо учить;
- влияние достижений в освоении языка на личные цели (осознание, что шансы на будущее зависят от уровня освоения языка);
- готовность (ожидание) достичь положительного (или же отрицательного) результата;
- удовлетворение от получения результата.
Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком.
Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету "иностранный язык" и обеспечены условия для достижения определенных успехов.
Из вышесказанного видно, что в настоящее время имеется достаточное количество исследований в психологии и методике преподавания иностранных языков, позволяющих использовать их в дальнейших поисках решения проблемы и осуществить ценностный подход в ее рассмотрении.
Well begun is half done – гласит английская пословица. Многое на занятии зависит от того, как преподаватель его начнет. Не следует останавливаться на явно неприемлемых способах начала занятия, не связанных ни с какой коммуникативной потребностью. Но и это не всегда соответствует психологии сотрудничества.
Главная задача преподавателя – обеспечить максимальную мыслительную активность школьника на всех этапах урока.
По мнению И.А. Зимней игра является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения.
Кроме того, игра связана с построением "предлагаемых обстоятельств" таким образом, чтобы ученик реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать так или иначе, а именно эта возможность создания заинтересованности у детей в свете новой образовательной концепции должна занимать на уроке все более существенное место, "вытесняя" другие возможности.
По мнению Е.Н. Негневицкой, использование специальным образом организованной игры как способа обучения устной речи позволяет учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения.
По мнению Р. Лардо, для успешного учения необходимо побуждать волю ученика к преодолению ближайших желаний, направляя ее на достижение более отдаленных духовных целей. Он говорит о том, что "высокая мотивация способна преодолеть скуку занятий, а внешнее стимулирование – подкрепить слабую волю и привести к усилению учения".
Познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действовать с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интерес к нему.
Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета.
В.Ф. Моргун в своей работе обнаружил, что принципы подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то в процессе совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету.
Учителя далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию.
М.Б. Гурвич классифицирует мотивацию исходя из источников создания мотивации
1. Целевая мотивация, основанная на ясном осознании как конечной цели обучения иностранному языку, так и цели выполнения каждого задания. Это непосредственно связано с речевой ценностью урока.
Новое о педагогике:
Основные дидактические концепции
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей ...
Методы и виды проблемного обучения
Методы проблемного обучения. Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вила организации им самостоятельной учебной дея ...