Олег Семенович Газман (1936-1996) известный ученый, педагог и общественный деятель-реформатор. Он является автором уникальной системы организации летнего отдыха детей, руководил детским лагерем ЦК ВЛКСМ «Орленок» в пору его необычайно высокого творческого взлета. Газман – создатель мощной воспитательной практики, рожденной собственными идеями.
О.С. Газман, работая во Всероссийском пионерском лагере «Орленок», наблюдал и исследовал такое образование, как временный коллектив. Временное объединение такого типа интенсивно формируется в коллективе благодаря насыщенности каждодневного длительного общения в разнообразной деятельности, в том числе в процессе бытового общения. В таком коллективе могут быстро завязываться внутренние связи. Благодаря частому взаимодействию первичных коллективов-отрядов, в пионерском лагере увеличивается и плотность связей между ними, а это связывается на качественных характеристиках всего «большого» коллектива.
Еще особенность временного коллектива в том, что он состоит из членов различных постоянных коллективов (ученических и семейных). Отрыв от семьи, привычных связей и отношений, с одной стороны, удовлетворяет потребность школьников в самостоятельности, в стремлении уйти от запретов и ограничений, с другой – делает ребенка на некоторый период незащищенным. С одной стороны, он должен вновь самостоятельно устанавливать связи и отношения с товарищами, утверждать себя, свою роль и позицию, с другой – естественно тянется к взрослому, воспитателю. Последний в таких условиях должен заменить в известном смысле ребенку родителей, а коллектив сделать семьей, в которой каждому бы было тепло и уютно. Определенная часть подростков не принимает по различным причинам моральные ценности и установки постоянного коллектива. Попадая во временный коллектив с неизвестными ему сверстниками, подросток часто не считает необходимым действовать в рамках установок своего постоянного коллектива.
Такое «освобождение» происходит обычно только в первый период становления временного коллектива. Зная это, при установлении законов, традиций временного коллектива необходимо создать такую обстановку, использовать такую методику, чтобы ребенок принимал участие в создании законов и требований коллектива. Этот новый опыт восприятия коллективных отношений не пройдет для него бесследно.
Дети, являясь членами различных постоянных коллективов, приносят с собой разнообразную информацию об их жизни, об отношениях людей между собой, о взаимоотношении полов. Устанавливая контакты, они обмениваются познаниями в области науки, техники, литературы и искусства, передают другим различные навыки и умения.
Руководство обменом такой информацией, руководство культурой общения в быту – специфическая задача воспитателя временного коллектива.
Временные коллективы, функционирующие в каникулярный период, имеют большие возможности удовлетворения духовных, эстетических потребностей школьников, их интереса к природе, к спорту, к художественному творчеству, предоставления каждому интересных ролей, ответственных поручений, так называемых дел по душе.
Сам по себе временный коллектив является перспективой для школьника, «завтрашней радостью», которую он ждет в течение года. Психологически, эмоционально он настроен положительно к новому коллективу, что связанно не только с ожиданием новизны впечатлений от встреч с новыми людьми, но и с переменой основного вида деятельности. Перед педагогом встает задача не разочаровывать школьника, по возможности удовлетворить «ожидаемую радость».
Краткий по времени характер деятельности коллектива, строгие рамки начала и завершения совместной жизни, деятельности и переживаний – благоприятный фактор, дающий школьникам возможность увидеть результаты своего труда и работы всего коллектива.
Особое значение приобретает во временном коллективе правильная позиция воспитателя, его личные качества. Дети находятся в тесном контакте с педагогом в самой различной деятельности с раннего утра до позднего вечера. Здесь невозможно «отработать» свои часы, быть и казаться. Вся обстановка, особенности бытового общения обнажат перед детьми истинное лицо наставника.
Это лишь некоторые особенности временных коллективов, которые определяют возможности их воспитательное воздействие на личность школьника. Газман смог отметить важные условия успешного функционирования временных коллективов.
Новое о педагогике:
Этапы логопедической работы по преодолению нарушения звукопроизношения у
детей с дизартрией
Логопедическая работа по преодолению нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией проводится поэтапно. Предусматривается 3 этапа. Первый этап - подготовительный - основные его цели: - нормализация мышечного тонуса. Проводится дифференц ...
Понятие мотивация и классификация ее типов
Чтобы успешно использовать обучение школьников нужно уметь вызвать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются внутренние побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий. Как известно, б ...