Скоростные качества - это свойство организма быстро и эффективно решать различные по сложности двигательные задачи. В быстрых движениях принято выделять сенсорный компонент (скрытый период двигательной реакции) и моторный компонент (время выполнения одного, нескольких различных или серии однотипных движений). Эти компоненты быстрых движений мало связаны друг с другом, так как в основе их проявления лежат различия морфофункционального образования. Поэтому методика, направленная на улучшение времени двигательной реакции и быстроты движения, имеет существенные особенности. К специальным методам, позволяющим уменьшить время двигательной реакции, относятся:
1) метод повторного реагирования на внезапно появляющийся сигнал (изменение окружающей обстановки) известным или соответствующим обстановке движением (старт, ловля мяча, подвижные игры на внимание и т.п.).
2) метод повторного выполнения отдельных (или серии) движений с максимальной скоростью.
3) метод повторного различения микроинтервалов времени (сенсорный метод).
Для развития быстроты движений наиболее широкое распространение в физической подготовке школьника получили следующие методы.
1. Повторное, многократное выполнение скоростных упражнений при условии, что максимальная скорость достигается уже с самого начала упражнения. Продолжительность устанавливается такая, чтобы ученик в конце не чувствовал усталости и мог продолжать движение с максимальной скоростью.
2. Повторное выполнение скоростных упражнений в облегченных условиях, позволяющих превысить максимальную скорость, показанную в обычной обстановке.
Условия можно облегчить за счет правильного использования внешних сил, действующих на ученика в процессе выполнения упражнения (бег по ветру, бег под уклон, бег с помощью тяги и т.п.).
Упражнения для развития быстроты двигательной реакции проводятся, как правило, во вводной или в начале основной части урока после того, как закончена разминка, и организм детей находится в неутомленном состоянии. Так как по продолжительности они носят характер мгновенного действия, то паузы между повторениями могут быть очень короткими, а количество повторений большое.
Упражнения на быстроту двигательной реакции удобно проводить во время изучения строевых упражнений (команд, поворотов, построений, перестроений, ходьбы по залу). Степень сложности упражнений и заданий, используемых для развития быстроты двигательной реакции, будет зависеть от возраста учащихся и того учебного материала, который осваивается школьниками на уроках физической культуры.
Наряду с методом повторного упражнения для развития качества быстроты применяется также игровой метод. Школьная программа рекомендует широкое
использование подвижных игр: "успей подхватить", "защищай раненого", "бег за брошенным мячом", "гонка за трофеями".
При проведении игр, эстафет, полос препятствий следует правильно регламентировать задания, связанные с проявлением быстроты. Это замечание в первую очередь относится к количеству и продолжительности выполнения упражнений в беге, лазанье, ведении мяча, то есть к тем упражнениям, где учащимся приходится проявлять быстроту, преодолевая силу тяжести собственного веса тела.
Для совершенствования быстроты необходимо в первую очередь использовать скоростно-силовые упражнения, так как в большинстве видов спорта быстрота связана с мышечной "взрывной" силой (В.П. Филин).
От уровня развития скоростно-силовых способностей зависит прыгучесть - одно из важных для игроков качеств. В основе прыгучести лежит сила мышц, скорость сокращения этих мышц и координация всего движения. Важным моментом в методике развития прыгучести является обучение технике отталкивания, совершенствование координации движений в фазе полета и в момент приземления.
Развитие быстроты, особенно на начальном этапе, у детей младшего школьного возраста происходит успешнее, если параллельно осуществляется работа по совершенствованию техники скоростных упражнений.
Новое о педагогике:
Факторы развития человека
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окруж ...
Образовательная система в Средневековом Славянском мире, Руси, Русском государстве
Раннее Средневековье в Славянском мире начинается примерно в V веке и заканчивается в IX. К этому периоду относится зарождение общеславянской традиции обучения, когда возник новый письменный язык - славянский. Первая школа была открыта Кир ...