Рассмотрим подробнее особенности профессионального пути и развития профессионала.
Концептуально с акмеологических ¹ позиций развитие профессионала можно представить как процесс и результат системных преобразований развивающейся личности, включающий взаимосвязанные прогрессивные изменения следующих основных подсистем:
– профессионализма деятельности (развитие профессиональной компетентности, профессиональных навыков и умений, акмеологических инвариантов профессионализма);
– профессионализма личности (развитие способностей, профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, рефлексивной организации и рефлексивной культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений);
– нормативности деятельности и поведения (формирование профессиональной и нравственной системы регуляции поведения, деятельности и отношений);
– продуктивной Я-концепции.
На основе данной акмеологической концепции можно составлять индивидуальные программы становления и развития профессионалов.
При этом в процессе развития профессионала необходимо различать тенденции становления человека труда как:
– субъекта профессиональной деятельности, профессионального развития, профессионализации, профессиональной жизни (профессионального пути);
– специалиста, обладающего определенной квалификацией;
– зрелой личности;
¹ Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и означающему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en akmy einal» (быть в акме) означает: «быть в полном цвете, на высшей степени развития».
– активного участника акме-процесса (обладающего акме-мотивацией и акме-способностями).
Осознание человеком хода своего профессионального развития неизбежно приводит его к пониманию противоречивости, рассогласованности этого процесса, неравномерности становления отдельных сторон своего развития (когда, например, стремления и мотивы опережают реальные возможности) или к пониманию нарушения баланса, гармонии (когда новые цели требуют непосильных усилий, исчерпывающих все резервы организма и личности). Источником дисгармоний в развитии может быть слишком ранняя или запоздалая профессионализация. Поддержание баланса в трате психических сил и приобретении новых ресурсов также характеризует человека как субъекта своего профессионального развития.
Новое о педагогике:
Цели, задачи, содержание по формированию представлений
о человеке у детей 5-6 лет
По - мнению Козловой С.А., Куликовой Т.А. формирование представлений о человеке в настоящее время можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях: 1. Познание себя как социальной личности. 2. Развитие дружелюбного отношения к жи ...
Разработка и обоснование методики совершенствования и
коррекции профессионально важных психофизиологических свойств будущих
инженеров-механиков
Главной задачей в воспитании инженеров-механиков является обеспечение их профессиональной психофизической готовности. Нами были рассмотрены возможности профессиональной деятельности инженеров-механиков. Она осуществляется в трудных условия ...