Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, “есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность”. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение – своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры.
Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса преподавания физики, его обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой – важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.
Действительно, приобщая учащихся к ценностям науки и научного познания, мы в итоге стремимся к тому, чтобы эти ценности стали приобретением учащегося, помогающему ему самореализоваться как личности творческой.
Физическое образование дает возможность учащимся приобщиться к научным знаниям не в готовом виде, а в процессе поиска истины и развития в соответствующем культурном контексте, которые, по убеждению Б. Паскаля, должны усваиваться при непременной гармонии разума и сердца.
В настоящее время ценностные смыслы науки исследованы вполне достаточно, чтобы быть учтенными и реализованными в физическом образовании. Учебный предмет физики, вводящий учащегося в мир научного знания и мышления, изначально обладает определенным потенциалом приобщения учащихся к ценностям культуры.
Раскрытие ценностей науки и научного познания, по сути понятных и близких каждому учащемуся и потому актуальных для его развития, возможно при условии, если учебное физическое знание предстанет перед ним в качестве одного из элементов современной культуры. Используемый в этих целях социокультурный материал, включающий в себя методологические, мировоззренческие, историко-научные, биографические и общекультурные знания и представления, предлагает рассмотрение вопросов физики в тесном взаимодействии с ценностно-мировоззренческим осмыслении существа этой науки.
Таким образом, задавая учебному знанию функцию инструмента формирования личности обучаемого, мы тем самым создаем гуманные условия для осмысленного положительного отношения учащихся к научным знаниям и науке в целом. Усвоение курса физики как совокупности ценностей культуры, происходит успешнее, если научные представления, ценностно-мировоззренческие установки и нравственные принципы формируются в ходе обучения как личностные убеждения, складывающиеся в результате напряженных душевных усилий по усвоению и последующему критическому осмыслению различных точек зрения на обсуждаемые вопросы физики .
Исходя, из этого можно сделать вывод – основным путем гуманизации процесса учения каждого школьника является индивидуализация его познавательной деятельности. Выполнение этой задачи хорошо вписывается в общий контекст гуманизации школьного образования.
Новое о педагогике:
Формирование
эффективных экономических отношений в школьном и профессиональном образовании
В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности. Важными элементами формирования эффективны ...
Распределение темы на подтемы и отдельные занятия
Тема "Основы технического редактирования и оформление текста с помощью текстового процессора MS Word " изучается на протяжении 18 часов, то есть в течение 3 занятий производственного обучения. Распределение темы на подтемы и отде ...