Гуманизация в процессе обучения физике

Страница 1

Важнейшей задачей обучения в школе, особенно в педвузе, является формирование гармонично развитой личности с навыками ассоциативного мышления, умеющей чувствовать многообразие жизни (физической, социальной, духовной) и способной представить это многообразие при изложении, казалось бы, частного явления природы.

Если мы намерены формировать гармонически развитую личность, то в процессе обучения элементы естественнонаучной гуманитарной составляющей мировой культуры должны образовывать тот цельный образ реальности, который позволит учащимся свободно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому основным базовым принципом школьной реформы 1992 года является гуманизация и гуманитаризация образования. Физику следует рассматривать во всех ее формах и проявлениях, к тому же в причинной зависимости от остальных сторон человеческого бытия. Или как написали Зинченко В. П. и Моргунова Е. Б. "образование с попранным культурным пластом уже принесло и продолжает приносить свои горькие плоды в отставании науки и в ущербности тех, кто ей служит. " (Человек развивается: очерки российской психологии.)

В настоящее время проблема гуманизации рассматривается всесторонне (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якинская и другие). Один из разработчиков этой проблемы применительно к школьному образованию А.Б. Орлов подчеркивает, что в школьном образовании действительная гуманизация школы не может быть сведена лишь к изменению содержания образования и стиля педагогического общения. «Подлинный наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования – это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс» .

Гуманизация образования в настоящее время выступает в качестве одной из глобальной проблем, которая исследуется в широком социокультурном контексте общецивилизационных изменений. Это связано с тем, что гуманизация общества в целом, и образования в частности. Выступает как императив выживания человечества и сохранения его духовности. Гуманизация образования включает, прежде всего, гуманизацию содержания осознавать полезность и необходимость изучения школьного курса физики для успешного «построения» себя как творческой личности

Как отмечает Э.Д. Днепров, гуманизация – ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества учителя, школы, всей системы образования.

Сегодня научно-технический прогресс решительно вторгается в нашу жизнь, интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Поэтому надо перестроить преподавание так, чтобы мощный "гуманитаризованный потенциал" физики был выявлен и эффективно использован в процессе обучения. Это позволит способствовать возрождению у студентов и школьников интереса к физике и вообще повысит эффективность народного образования.

Курс физика в общеобразовательных заведениях должен быть гуманитаризованным, призванным решать познавательные и воспитательные задачи обучения, развивать мышление, формировать мировоззрение.

Термин "гуманитарная физика" не имеет отношения к "физике для гуманитариев". Речь идет о физике, необходимой всем ученикам, независимо от их будущей специальности.

Важная задача гуманитарного курса – экстраполировать физические законы на человеческие проблемы. С точки зрения физики можно рассматривать немало проблем, имеющих непосредственное отношение к жизни человеческого общества. Понимание универсальных законов природы важно для того, чтобы противостоять невежеству, которое расцветает в обществе, где множество людей не владеют основами физики и готовы верить любым антинаучным измышлениям.

Гуманитарная физика имеет непосредственное отношение к художественной литературе, истории, фольклору (пословицы, поговорки, сказки, частушки, анекдоты, загадки). Ведь без знания законов природы, в частности электродинамики, порой трудно осознать пословицы: "Гроза застигла в поле ложись на землю", "Гроза бьет по высокому дереву".

Гуманитарное образование не только повышает удельный вес гуманитарных дисциплин в учебном процессе, но и привносит радикальное изменение самого типа этих дисциплин и дисциплин естественнонаучного цикла.

Естественнонаучная дисциплина в нашем случае – это физика, она не должна быть "слепой" поставляющей, готовые знания: необходимо, чтобы она развернулась перед учащимися, как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческая программа идей и людей, как взаимосвязь и взаимовлияние, наука и техника, экономика и хозяйствование, как осознание глобальных проблем человеческого общества.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Анализ типов характера в творчестве Л. Улицкой на школьных уроках литературы
Для решения центрального вопроса анализа типов характера в творчестве Л.Улицкой на уроках литературы обычно избирается проблемный подход. При этом под характером понимается «совокупность психических свойств, из которых складывается личност ...

Системе ценностей современного образования
На основе категориального аппарата общей аксиологии складывается тезаурус педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогически ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru