Одним из средств приобщения учащихся к исторической культуре является преподавание уроков физики. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность.
Немало впечатлений может дать и дает деятельность учения. В физике, например, нередко говорят: “Красивое, изящное решение или доказательство”, понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления.
Роль историзма в обучении физики в настоящее время объективно возрастает. Главная трудность в преподавании истории физики заключается в диспропорциях между ее огромным материалом и количеством часов, отводимых на изучении этого предмета. Если говорить обо всем и понемногу, то существует опасность сбиться на простое перечисление имен и открытий. Историю физики нельзя сводить к обычному справочнику.
Историю физики следует воспринимать как синтез естественно научного и гуманитарного подходов к изучению природы и общества. Если первый из них характеризуется точностью, обоснованностью, логическими связями частей, то второй подход привносит в историю физики сильное эмоциональное воздействие, ощущение сопричастности к происходящим событиям, характерные для всей области исторической науки. Именно поэтому изучение истории физики можно рассматривать как одно из главных направлений гуманитаризации естественно - научного образования. Для большинства точных наук изучение истории является наилучшим способом реализовать их гуманизацию.
Учителя-педагоги обращаются к истории физики, когда хотят «оживить» урок, сделать его интересным. Однако подчас «интересность» истории физики видят в исторических курьезах и легендах, в забавных и любопытных сведениях об отдельных ученых и внешне эффектных исторических эпизодах. Спору нет, включение в урок такого рода сведений может быть и полезным.
Таким образом, можем сказать, что историзм в преподавании физики - это
одно из важных средств развития у школьников интереса к науке;
одно из средств формирования научного мировоззрения учащихся в процессе преподавания физики;
одно из средств нравственного и общественно-политического воспитания учащихся;
Все это способствует повышению качества знаний учащихся, характеризуя основные функции преподавания физики.
Особое место среди форм использования историзма принадлежит биографиям ученых, которые могут быть даны либо в достаточно полном изложении, либо в виде отдельных фрагментарных сведений.
Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие формы использования историзма в обучении физики:
1) вводные исторические обзоры, выступающие как средство обоснования новых знаний;
2) заключительные исторические обзоры, выступающие как средство систематизации и обобщения знаний;
3) описания истории отдельных открытий, фундаментальных опытов, являющихся средством обоснования знаний;
4) полные биографии ученых и фрагментарные биографические сведения, служащие целям формирования личности ученика;
5) задачи с историческим содержанием.
Важной методической задачей является определение содержания и формы изложения биографических сведений об ученых как специфического учебного материала.
В развитии методики преподавания физики в школе и в педвузах важное значение имеет не только большая по объему работа учителей и методистов по практической реализации идеала обучения этому предмету, но и советы, рекомендации, критические замечания со стороны ведущих ученых физиков. Как для учителей, так и учеников, представляют интерес высказывания ученых разных стран и эпох о преподавании физики. Учителя и практики смогут из этих высказываний выделить ценное, найти авторитетное подтверждение каким-то своим убеждениям, в чем-то критически осмыслить прочитанное и на основе собственного опыта преподавания конкретизировать его с соответствующими поправками на свое время и условия обучения.
Новое о педагогике:
Этапы проектной деятельности школьников на уроках информатики
Чаще всего в курсе информатики при изучении информационных технологий выполняются исследовательские, творческие и информационные проекты, основной задачей которых является подбор и структурирование материала, подача его в логически выверен ...
Формирование цен на платные услуги. Использование прибыли, полученной от
реализации услуг
Затраты, включаемые в себестоимость услуг, рассчитываются по нормам и нормативам, определяемым в установленном порядке. При формировании цен на платные услуги учитываются следующие статьи затрат: оплата труда рабочих и служащих; начисления ...